Глобальное политическое пробуждение

Dec 16, 2013 00:26


В качестве эпиграфа
For the first time in history almost all of humanity is politically activated, politically conscious and politically interactive. Global activism is generating a surge in the quest for cultural respect and economic opportunity in a world scarred by memories of colonial or imperial domination.
Впервые в истории практически всё человечество политически активировано, политически сознательно и готовы к политическому диалогу. Глобальный активизм порождает большой всплеск запросов на культурное уважение и экономические возможности в мире, в котором ещё свежа память о колониальном прошлом и имперском господстве.
З. Бжезинский.
    Прежде чем рассказать о таком важнейшем явлении как глобальное политическое пробуждение, необходимо сделать небольшое введение. Ведь глобальное политическое пробуждение будучи поставленным на рельсы коммунизма, т. е. объединения и синтеза, а не индивидуализации людей, приведёт к результату посильнее создания СССР!
    Без введения никак не обойтись, поскольку нужно понимать в какой исторический момент Збигнев Бжезинский вводит это понятие, в какой политической атмосфере и на фоне каких мироустроительных процессов он говорит о новом явлении.

Впервые Бжезинский вводит это понятие в 2007 году в своей книге "Ещё один шанс". Обязательно замечу, что всё из нижеизложенного имеет место и сейчас. То есть актуальность материала, казалось бы шестилетней давности, сохраняется. Более того, всё яснее становится видна фундаментальность явления глобального политического пробуждения. Итак, на фоне каких ещё мироустроительных процессов Бжезинский начинает писать о глобальном политическом пробуждении:
    1. Социально экономическая дестабилизация по Джозефу Наю. Идёт использование недовольства людей в качестве мягкой силы влияния на руководства стран. Условно говоря, все хотят жить и иметь какие-либо материальные блага как в США. Но реально для этого нет возможности. В умах недовольных препятствием к достижению западного благополучия являются власти. Переводя на язык необдуманного хотения получается, население хочет кока-колы, гамбургеров, кроссовок адидас, сидеть в модном стеклянном офисе, и чтобы тачка была как у Вина Дизеля в "Форсаже". Власть не даёт всё это. Ну и вы понимаете, что дальше только нужно подбросить камушек в толпу.
    2. Политическая дестабилизация по Джину Шарпу. То тут, то там нет-нет да и случается «цветная» революция ненасильственными методами борьбы. Мы всё это продолжаем видеть. Теперь вот на Украине заходило всё ходуном. Евромайдан 2013 скроен по старым лекалам. Как будто не было майданов 2004.
    3. Постмодернизация Запада, в первую очередь. Плюрализация, либерализация, выравнивание всех, вся и всего, девертикализация смыслов и мнений и пр. Что-то вроде тепловой смерти вселенной. Иначе говоря конец истории по Френсису Фукуяме.
    4. Столкновение цивилизация Запада и других частей света по Хантингтону.
    5. Динамическая глобализация, интеренетизация и автономизация от любого государственного контроля.
Вот такой вот набор мы наблюдаем повсюду в мире начиная года эдак с 2005, после знаменитого "запуска тяжелых сил демократии" Кандализой Райс.

Теперь попробуем разобраться к чему собственно Бжезинский пишет книгу в 2007 году? Для чего, каковы его цели?
  Как настоящий ястреб-патриот Бжезинский радеет за своё отечество. Он указывает на угрозы Соединённым Штатам Америки. Бжезинский говорит о том, что есть ряд серьёзных проблем, которые Америке нужно срочно преодолеть.
    1. Негативное отношение к США в арабском в частности и исламском мире вообще. Это может вынудить элиты Ближнего Востока обратиться к Китаю. Ведь ему нужны энергоносители, а у стран Персидского бассейна они есть в изобилии.
    2. Увеличение разрыва между бедными и богатыми в самих США. Это очень сильно вредит образу США, как стране процветания. Потеря доверия к США в мире.
    3. Укрепляющийся и растущий Китай уже готовится составить конкуренцию США. Он уже заявлял о намерении в течении 10 лет стать державой номер один.
    4. Европа может переориентироваться на Китай.
    5. Сползание мира вместе с США в хаос.
Таким образом получается, что США в 2007 году находятся на распутье перед выборами президента США. Как мы теперь знаем перед выборами Барака Обамы. Как ответ на эти вызовы, Бжезинский сначала в книге «Выбор» 2004 года. Задаёт некую модель того, в каком качестве должна существовать Америка. А затем в книге «Ещё один шанс» 2007 года развивает и детализирует её. Давайте по порядку.
     Бжезинский проводит критику трёх последних президентов США Буша старшего, Клинтона и Буша младшего. Именно последнему достаётся больше всего. Бжезинский противопоставляет свою позицию «хантингтоновской» внешнеполитической стратегии команды неоконсерваторов Буша-младшего. Той стратегии, которая наиболее ярко сформулирована в докладе Пентагона 2002 года, составленном под руководством и по заказу вице-президента Ричарда Чейни: «США должны стремиться трансформировать однополярный момент в истории в однополярную эру, воспрепятствовав возникновению любого будущего глобального соперника». Бжезинский в своей книге отвечает: «Всякая гегемония лишь преходящая историческая фаза. В конечном счете... американское глобальное превалирование увянет. Поэтому сейчас уже не слишком рано для американцев задуматься над тем, какое наследство оставит... их гегемония». В мировое правительство Бжезинский тоже не верит. Но при этом он говорит, что резкий отказ от гегемонии приведёт к сползанию мира в хаос. Таким образом, выбор получается не гегемония (она временна), но и не хаос (этого нельзя допустить), и мировое правительство (оно не реалистично на нынешнем историческом этапе). Что же тогда? Бжезинский даёт следующий ответ. А тогда США должны организовать «постепенное и контролируемое рассредоточение власти, способное привести к становлению все более формализованного глобального сообщества, сплоченного общими интересами». И США смогут перейти от одностороннего доминирования к консенсусному лидерству. Т.е. вместо доминирования США должны лидировать! Это очень напоминает нашу старую добрую поговорку, а заодно и проверенный метод: «не можешь победить - возглавь!». Позже я буду писать об этом, сейчас лишь замечу, что установка на рассредоточение власти, формализация глобального сообщества, децентрализация вообще становятся общемировыми тенденциями. И не совсем по собственной воле или ввиду историчности этих явлений. Эти тенденции активно разрабатываются американскими мозговыми центрами или фабриками мысли (think tanks). Чтобы не быть совсем голословны, дам одну ссылку на работу видного и сильного аналитика США Парага Ханну. Его работа в The New York Times "The end of the national state?" от 12 октября 2013. Можно сказать ещё краской пахнет, настолько свежа. Вернёмся к основной теме.
    Напомню, что Бжезинский являлся консультантом будущего президента Барака Обамы по внешней политике перед выборами. И книга 2007 года адресована ему - чернокожему выходцу из бедных слоёв с исламскими кенийскими конями. То есть, именно этому новому президенту нужно будет справляться с рядом проблем, описанных выше. Бжезинский считает, что одолеть все эти беды и предотвратить сползание в общемировой хаос может только США, поскольку всё ещё является державой номер один в мире.
    Почему речь о хаосе? Вот тут мы и встречаемся с новым явлением. По мнению Бжезинского в мире идет совершенно новый процесс. Как он сам его назвал - глобальное политическое пробуждение, который расшатывает и резко усложняет всю систему внутригосударственных и международных политических отношений, субъектов и конструкций. Иначе говоря, глобальное политическое пробуждение вызывает турбулентные сложности!

Ответив на вопросы поставленные ранее, мы можем двинуться дальше, переходя собственно к описанию феномена, которому посвящена данная статья. Вот как новое явление характеризуется Бжезинским:
«Происходящему рассредоточению мировых сил способствует такой неуловимый феномен, как политическое пробуждение народов, до недавнего времени отличавшихся политической пассивностью или подавленностью. Это пробуждение, начавшееся сперва в Центральной и Восточной Европе, затем в арабских странах, вызвано ростом взаимодействия и взаимозависимости в мире, связанном средствами мгновенной визуальной коммуникации, а также демографическим преобладанием молодежи в менее развитых обществах, состоящих из легко мобилизуемых и политически активных студентов вузов и социально ущемлённых безработных. Представители обеих групп отличаются нетерпимостью по отношению к более богатым слоям и привилегированному положению коррумпированных властей. Эта враждебность к властям и привилегированности подогревает народную активность, обладающую невиданным потенциалом перерастания в масштабные беспорядки. С исторической точки зрения это явление беспрецедентно по своему универсальному охвату и динамическому влиянию.»
    Что же получается? Бжезинский, обращается к будущему президенту США, говорит о том, что нужно осознать суть исторического момента. А она заключается в том, что в мире произошло глобальное политическое пробуждение (хотя судя по России, про глобальность трудно говорить, у нас пробуждение идёт местами). Но пробудившийся мир не поддаётся имперскому доминированию. Новому президенту нужно перевести легитимность Америки из плоскости глобального доминирования в плоскость глобального лидерства. США должны стать главным гарантом международной безопасности, вместо всемирного полицейского с вездесущими флотами, томагавками и ядерным дрыном. Только правильно оценив происходящие в мире изменения и возглавив эти изменения, Америка получит второй, и вероятно самый последний, шанс на глобальное лидерство. (Дословно название книги переводится как "Второй шанс").
Итак, по оценке Бжезинского, сегодня впервые в истории всё человечество политически сознательно и политически активизировано. Тут можно поспорить, всё или не всё с точностью до миллиарда. Но факт остаётся фактом, глобальность этого явления неоспорима. Особенно чётко это проявляется в той части мира, которая травмирована воспоминаниями о долгих десятилетиях иностранного или имперского владычества, эта глобальная политическая активность выражается в энергичном поиске человеческого достоинства, культурных ценностей и экономических возможностей (см. эпиграф). Политическое пробуждение глобально по своей географии и охватывает все социальные слои. С политической точки зрения, оно радикализовано.
«Особенно неустойчива молодежь «третьего мира». Демографический взрыв, произошедший в возрастной группе до 25 лет, создал огромную массу людей, заряженных нетерпением. Революционная заостренность этой группы рождается среди миллионов студентов, сосредоточенных в вузах развивающихся стран, часто весьма сомнительного интеллектуального уровня. Полуорганизованные в крупные объединения и общающиеся посредством Интернета, они готовы не только повторить то, что происходило в Мехико несколько лет назад и на площади Тяньаньмэнь, но и пойти намного дальше. Потенциальные революционеры, они представляют собой эквивалент воинствующего пролетариата XIX и XX веков».
    Это явление несёт угрозу для самих США. Ведь оно является антизападным, антиимперским и по большому счету антиамериканским. Мы все прекрасно помним, как во многих странах мира сжигались флаги США. В своем развитии глобальное политическое пробуждение «вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире».
  Какие факторы вызывают глобальное политическое пробуждение? Перечислим факторы, вызывающие и ускоряющие процесс глобального политического пробуждения:
    1. Повсеместная доступность информации из телевидения информационных порталов интернета, радио, газет, журналов.
    2. Легкодоступные средства коммуникации. Мобильная связь, интернет, мобильный интернет, планшеты, смартфоны и прочие "моднейшие гаджеты".
    3. Социальные сети как средства объединения больших групп людей. Например собрать 5000 человек и испытать стадное чувство от той или иной новости теперь элементарно. Был бы доступ в интеренет. Уже не надо живого общения, поди собери вживую 5000 человек. А так взял, зашёл во вконтакте и всё, ты в курсе событий, твою душу и разум уже терзают новости. Ты уже один из тысяч, ты уже в виртуальной толпе, например, на виртуальном евромайдане. И пятая точка в тепле и переживания на все деньги. А дальше бурление идей легко выплеснуть на улицу. Для этого есть свои методы.
    4. В развитых и неразвитых странах полно безработной молодёжи. Даже в Европе среди молодёжи безработица составляет от 20% до 60%, о чём пишут многие газеты Европы, особенно южной. Достаточно набрать в поисковике "unemployment in [такая-то страна]".
    5. В развитых странах много «политически беспокойных студентов».
    6. Обида за колониальное прошлое, за унижения.
Четвёртый и шестой факторы играют особо важную роль в глобальном политическом пробуждении в неразвитых странах с колониальным прошлым.

Что по Бжезинскому должен делать новый лидер США? И что он уже делает. Америка, против которой в основном и направлено глобальное политическое пробуждение, должна стать мировым лидером. Почти , с которым пробудившиеся народы связывали свои надежды и чаяния. Ведь погасить энергию разогретых масс (в частности исламского антиамериканизма) нельзя. Её можно только перенаправить. На Ближнем Востоке это можно сделать через союзников. А что нужно для осуществления лидерства? Ответ Бжезинского таков - нужны некие «новые структуры» и механизмы «управления человечеством». Забега немного вперёд скажем, что речь идёт о конструкте под названием «управляемый хаос» и механизмах управления этим хаосом. Что же конкретно сделал и делает Обама? А он по сути выполняет установки Бжезинского. Прекращает «крестоносные походы» своего предшественника, завязывает дружбу с радикальным исламом и арабскими элитами Ближнего Востока (Саудовская Аравия и Катар), которые так же поддерживают исламистов, поддерживает «братьев мусульман», и, как мы видим по Сирии, как минимум закрывают глаза на «Аль-Каеду». Таким образом он поддерживает радикальные монархии против светских режимов. Запущена «арабская весна», которую назвать очередной «цветной революцией» уже сложно. Всё проходит далеко не ненасильственными методами, а очень даже насильственными. Едва удалось избежать Ливийского сценария, хотя к нему ещё, быть может, вернутся. Обама даёт понять Европе, что она не способна сама справиться с мироустроительными процессами и военно-политическими задачами. Ни с финансовыми проблемами, ни с наплывом беженцев. Занимательно, как сам Бжезинский характеризует Евросоюз: «Слишком пассивный в вопросах международной безопасности, он не обладает достаточным влиянием, чтобы помешать Америке проводить усугубляющую глобальный раскол политику, особенно в исламских странах. Слишком эгоцентричный, он ведет себя так, будто его главная политическая задача - стать самым благоустроенным в мире домом для престарелых.» Экспансия Китая пресекается кровавыми событиями с странах Северной Африки и Ближнего Востока. И при всём при этом, никакого умиротворения пробудившихся политически людей в макрорегионе не происходит. А происходит наоборот ещё более сильное и обширное политическое пробуждение радикально-исламистских сил.

В заключении, отмечу следующее. По Бжезинскому устремлённость к обретению человеческого достоинства (имеются ввиду либеральные ценности) - это стержень феномена глобального политического пробуждения. У меня есть ощущение, что это как-то перекликается с идеей Маслоу о самореализующихся людях, по сути отщепенцах человеческого общества. Как только все ими станут, тут всем и счастье. И это же созвучно с тем, что в основу хаотизации ставит Стивен Манн: «Конфликтная энергия заложена в основы человеческих свойств с того момента, когда индивидуум стал базовым блоком глобальных структур...».
   Сильно, не правда ли?! Именно индивидуализм, возведённый в абсолют стремления, противостоящий единению людей, является источником конфликтов, гарантирующих погружение атакуемой системы в «катаклизмы хаоса»! А потому тотальный индивидуализм должен стать социальной аксиомой. Что у Бжезинского, что у Манна во главу угла ставится «Я!», «Мне!», «Моя хотелка!». Иначе говоря тотальная и окончательная атомизация человека.
    И в конце хотелось бы ещё раз сказать, что в книгах Бжезинского нет ни одного примера политического пробуждения в основе которого лежали бы социалистические идеи. Нет примеров социалистических революций. Нет ни Ленина и Великой октябрьской революции, нет ни Мао Дзедуна, нет ни Фиделя Кастро, ни Че Гевары. Ведь глобальное политическое пробуждение будучи поставленным на рельсы коммунизма, т. е. объединения и синтеза, а не индивидуализации людей приводит совершенно к другому результату!

В статье использованы материалы из следующих источников:
[1] Выбор. 2004. Збигнев Бжезинский.
[2] Ещё один шанс. 2007. Збигнев Бжезинский.
[3] Глобальное политическое пробуждение. 16 декабря 2008. Збигнев Бжезинский.
http://www.nytimes.com/2008/12/16/opinion/16iht-YEbrzezinski.1.18730411.html?_r=0
[4] Политическое цунами. 2011. Под ред. С. Е. Кургиняна.
[5] Стратегический взгляд. 2012. Збигнев Бжезинский.
[6] Глобальное политическое пробуждение. Газета "Суть времени". 21 ноября 2012 (№5). Ю. Бялый.
[7] Управляемый хаос. Газета "Суть времени". 28 ноября 2012 (№6). Ю. Бялый.
[8] Управляемый хаос-2. Газета "Суть времени". 5 декабря 2012 (№7). Ю. Бялый.м
[9] The End of the Nation-State? 12 октября 2013. Параг Ханна.

Previous post Next post
Up