Так вышло, что на серьёзные ПВД я не выбирался почти два месяца. В минувшую субботу частично наверстал упущенное поездкой по дорогам Берёзовского района
01. Вставать в три утра было как всегда немного больно, но надо - прогноз погоды после полудня обещал жару, поэтому надо было проехать до неё как можно больше километров. В итоге примерно в 6 утра выскочил из поезда на о.п. «Берёза-Город», откуда и стартовал
02. На пешеходном мосту через совсем узкую тут Ясельду. С утра было слишком свежо, градусов 10-12 - первый час поездки (особенно в покрытых туманом низинах) усиленно крутил педали, пытаясь согреться
03. Аккурат с рассветом проехал Стригинь
04. Расписание автобусов тут с одной стороны для глубинки довольно плотное, а с другой - ежедневных рейсов-то и нет
05. Дальше асфальтом на юг вдоль скрытой за лесом заболоченной поймы Ясельды
06. Буква «С» потеряна. «Споровские сенокосы» - это название ежегодно проходящего в этих местах в августе фестиваля, в рамках которого проходит также и чемпионат по луговому сенокошению. Лет 10 назад мне даже довелось побывать на этом мероприятии
07. Наконец приезжаю в Пересудовичи, где первая асфальтовая часть трека закончилась
08. Проезжаю через просыпающуюся дерев09. К востоку от Пересудовичей находится самое западное озеро из группы, как я их называю, Белоозёрских озёр - Белое. Восточный его берег вполне себе обжит, там городская зона отдыха Белоозёрска и несколько рукотворных каналов, связывающих водоём с Белоозерской ГРЭС, для нужд охлаждения которой используются воды этого озера; и я там пару раз уже был. В этот раз в моих планах было добраться лесной дорогой до более дикого западного берега, а потом обогнуть вдоль него озеро с запада и юга. Километра полтора через лес
10. И вот я на берегу Белого озера. Тут нашлась небольшая зона отдыха, но вид воды около неё желания искупаться не вызвал
11. Невооруженным глазом на другом берегу можно было разглядеть и городской пляж, и шлюз одного из каналов, но камера смартфона такое не различит, поэтому вышел у меня только тёмный мрачный лесной силуэт и поднимающаяся над деревьями высокая труба Белоозёрской ГРЭС. Её я в этот день буду видеть на горизонте ещё не раз
12. Дальше с дорогами по спутниковым снимкам и картам было всё не очень понятно, но на деле оная была, пусть от берега она местами и отдалялась, огибая прибрежные болота. В одном месте заваленная, но в остальном проезжая. С южной стороны, да этого самого дерева
13. На южном берегу озера дорога эта впрочем уходила куда-то в сторону, в поля, а меня же ждал высмотренный на OSM пунктирчик через заросшую дамбу, отделяющую не видимое за деревьями Белое озеро от прилегающих болот
15. Примерно 500 метров через заросли, которые под конец стали такими густыми, что я уже успел подумать, что дальше тупик, и придется возвращаться, но посмотрел в тот момент под ноги - и увидел на вырытой кротом норке довольно свежий след покрышки велосипеда
16. А за этим участком тропа таки вывела меня в открытое место, к рыбацкому развороту, от которого дальше вдоль канала уходила укатанная грунтовая дорога
17. Маленькая зона отдыха там же
18. И южный берег Белого озера. Можно ехать дальше
19. Но сначала - очистка трансмиссии от «подарков» тропы по дамбе
20. Второй тёплый канал Белоозёрской ГРЭС, берега которого с самого утра были усыпаны рыбаками
21. Несколько нелёгких километров песчаных дорог мимо небольшой промзоны и через хутора
22. В конце концов, пересекаю трассу Р136 (Дрогичин-Берёза), за которой начинается второй асфальтовый отрезок
23. Открытые просторы в районе деревень Здитово и Спорово, над которыми на горизонте возвышается всё та же Белоозёрская ГРЭС
24. К югу же от дороги - широченные болота восточной части Споровского заказника, заполняющие пойму Ясельды и окружающие Споровское озеро, к которому я и направлялся
25. В Спорово я ранее уже был раза три. Я в принципе и так знал, что деревня эта немного специфическая, со своим небольшим мирком, этакое мини-государство в государстве, а теперь об этом сообщает на местном причудливом диалекте ещё и камень на подъезде
26.
27. Споровское озеро - самое восточное из местной группы озёр
28. Очертания центра деревни на горизонте
29. Новая часть села
30. Дом культуры
31. Школа и усадьба местного агропредприятия
32. Сцена с навесом напротив церкви на площади на берегу озера
33. Противоположный южный берег озера считается очень труднодоступным, но мне доводилось читать отчет как минимум одного велотуриста, который до него добрался. Да и на спутниковых снимках можно в тех краях разглядеть ведущую прямо на берег извилистую грунтовую дорогу, прыгающую по раскиданным то тут, то там последи болот небольшим островкам, которая ведёт в итоге на последний из таких островков, находящийся уже впритык к берегу - лет пять назад я всерьёз старался выбрать момент (после длительной сухой погоды, но не в августе, когда много растительности и летающих насекомых) для штурма этой дороги, но теперь уже жажда приключений у меня стала далеко не та
34. Перекусив на берегу Споровского озера, я направился на север от деревни. Когда-то тут были огромные болота, но потом мелиораторы отвоевали у них приличный прямоугольник территории, устроив на нём разрезанное густой сеткой каналов «шахматное поле» сельхозугодий. По этим «квадратикам» я и поехал на северо-запад в сторону Чёрного озера
35. Один из каналов
36. Песчано-грунтовые дороги по качеству там так себе, местами было нелегко
37. Наконец после долгого переезда под уже начавшим как следует нагревать равнину жарким августовским солнцем я всё-таки доехал до Черного озера, свернув на ведущую по его дамбе грунтовку. План у меня был схож с тем, что я уже делал в майской поездке по Пинскому и Лунинецкому району, когда
проехал вдоль северного и западного берегов водохранилища Погост. Выехав на берег Черного озера в крайней юго-восточной его точке, я должен был проехать вдоль всего восточного и северного его берегов. В отличие от Погоста Чёрное озеро куда более естественное - на старых картах оно изображено плюс-минус в тех же границах, что и сейчас. Насколько я понимаю, дамбой оно было окружено во время мелиорации ради осушения окружающих озеро полей, ранее представлявших многокилометровые болота
38. Разница в этой и предыдущей поездках была в том, что берег Погоста я хоть иногда, но видел, Черное озеро же всё время пряталось от дороги за леском и долгими прибрежными зарослями. За весь участок нашёлся только один рыбацкий подъезд к водоёму
39.
40. Так я просто долго-долго ехал на север по временами откровенно плохой дорожке, и только на северном берегу началась более-менее приличная гравийка. В целом скучно, Погост мне понравился больше
41. Мелиоративный канал. А может быть и какая-нибудь бывшая речушка, некогда впадавшая в озеро
42.
43. Песчаная грунтовка уже на северо-западном берегу озера
44. Нормально увидел я водную гладь уже только на и так прежде посещаемой мной зоне отдыха около деревни Пески. Тут хорошо видно, что озеро действительно очень крупное - самое большое из трёх; оно входит и в рейтинг крупнейших озёр страны, с площадью 17,3 кв. км занимая, если я правильно всё подсчитал, то ли 10, то ли 11 место (в зависимости от того, включать ли в него озеро Дрисвяты, большей частью находящееся на территории Литвы)
45. Боянный боян в Песках - стоящая прямо на деревенской улице старая брама, оставшаяся от местной усадьбы
46. Пролетаю Белоозёрск, в который заглянул исключительно ради магазина
47. Небольшой отдых
48. И еду на север
49. К моей радости, дорога Р136, ранее севернее Белоозёрска представлявшая собой ад из кучи грузовиков и разбитой обочины, за последние годы пережила несколько этапов реконструкции, и теперь там приличный асфальт разной степени новизны и новая отделённая асфальтированная обочина
50. Тупиковая ветка железной дороги из Бронной Горы в Белоозёрск, вестимо, тоже никуда не делась
51. Да и ежедневный дизель-поезд на Брест (идущий по электрифицированному пути до Бронной Горы, а потом сворачивающий на эту ветку) ещё жив-здоров
52. А за Бронной Горой в моём единоличном распоряжении оказался длинный участок трассы Р2, ныне закрытый для автомобильного движения...
53. ...из-за ремонта моста через железнодорожные пути в Нехачево
54. В отличие от автомобилей, мне этот ремонт объехать было куда ближе и проще
55. Закономерный финиш на стареньком почти игрушечном вокзале станции «Коссово-Полесское», на котором внезапно оказалась ещё работающей касса - для линейных станций в сельской местности в округе это теперь большая редкость
И маршрут поездки: