Ганцевичи-Барановичи лесными дорогами (04.05.2024)

May 06, 2024 19:00


В минувшую субботу я вписался в велосипедную коллективную поездку, организованную victogan. Трек проходил через глубинку Ганцевичского и Ляховичского районов, с двумя протяженными лесными участками и знаменитой в узких велосипедных кругах «Водятинской тропой» на финише. Много не фотографировал - темп поездки был заявлен как «бодрый», поэтому останавливаться для фотоснимков часто не получалось, но на небольшой фотоотчетик материала набралось





01. На старт забрасывались дизель-поездом Барановичи-Горынь. В поездке принимало участие пять человек, и наши транспортные средства плотно забили велосипедную «стоянку» у входа в последний вагон - многочисленные дачники, ехавшие этим дизелем на Щару и в Петуховщину, довольными этим фактом явно не были, но просто с кислыми лицами проходили мимо



02. Примерно часовая поездка - и мы вышли в Ганцевичах



03. Первый час поездки был разминочным - мы очень быстро проехали через город и по небольшому куску дороги Р105, ведущей в сторону Пинска, а затем нас ждал длинный гравийный «проспект» дороги Н8, проложенной через огромное болото заказника «Подвеликий Мох»



04. Просто десяток километров вкручивания по гравию с редкими проезжающими мимо нас машинами



05. Добрались до границы Ганцевичского и Ляховичского районов



06. Канализированная речка Бобрик, начинающаяся где-то в этих самых болотах



07. Вскоре мы свернули в лес, где начались неровные лесовозные дороги



08.



09. Мелиоративный канал от Бобрика к полям, находящимся к востоку от деревни Новосёлки



10. Местами было нелегко



11. Ещё один канал - соединяющий русла проходящих тут совсем недалеко друг от друга Бобрика и Щары. Где-то в этом месте мы пересекли Главный европейский водораздел, по которому проходит граница бассейнов северной и южной групп европейских морей: впадающий в Припять Бобрик относится к бассейну Черного моря, перееденная же нами вскоре по старенькому мостику речка Гайнин впадает в Щару, воды которой через Нёман доплывают до прохладного Балтийского моря. По всему своему пути этот водораздел проходит по возвышенностям и горным хребтам, и только на юго-западе Беларуси он приходится на низменность, в которой вытекающие из одного и того же болота речки текут в противоположные стороны и разные моря



12. За каналом лесовозки на время закончились, и нас ждали неплохие дорожки через красивый лес



13. А затем - прямая «стрела» насыпи бывшей узкоколейки, ведшей когда-то к ныне истощенным торфяным месторождениям Святицы. Дорогой этой не то чтобы часто пользуются, но проехать на велосипеде тут можно



14.



15. Наконец первый «спецучасток» подошёл к концу



16. Небольшая порция луж



17. И мы въезжаем в небольшую деревню Хотяж, в которую ведёт тупиковая гравийка, по которой иногда сюда даже приезжает пригородный автобус. Сама деревня окружена лесами и заболоченной поймой Щары, других дорог, ведущих сюда, помимо этой гравийки попросту нет



18. Ведущая через всю деревню дорога заканчивалась прямо на берегу Щары, и мы предвкушали небольшой отдых на берегу реки, но на месте уткнулись в небольшую площадку, отделенную от реки кустарником и зарослями водных растений - видимо, в деревне даже рыбаков своих нет



19. Хотя сама по себе деревня, несмотря на небольшие размеры, показалась вполне себе живой (правда, надежды на работающий здесь магазин кое-кого из участников поездки жестко обломились о замок на двери того здания, где он когда-то был)



20. За Хотяжем начинался второй «спецучасток», который из всех трёх оказался самым «приключенческим». Гравийка та самая вела в не совсем нужном нам направлении, и мы планировали ехать лесными тропами на север, в сторону деревни Смоленики. Несколько лет назад я уже проезжал этими лесами со стороны Смолеников ранней весной, и тогда эти лесные дорожки были местами в не очень адекватном состоянии, но в итоге я оттуда выбрался



21. На месте же оказалось, что кусок лесной дороги в районе речки Осовки, уже тогда немного подзаросший, за пару лет исчез окончательно. Существующие же на данный момент дороги быстро вывели нас на берег всё той же речки Гайнин, откуда, в принципе, можно было свернуть на восток, на Куршиновичи, и объехать проблемный участок дорогами общего пользования



22. Но после короткого совещания старые генштабовские карты, интуиция Виктогана и мои воспоминания о том, что зараставший участок был довольно невелик, и перед ним в том году были очень разбитые лесовозки, которые вряд ли бесследно исчезли за такой короткий период, вывели нас через поле и не успевшие вымахать травы на заброшенную дорогу, связывавшую ранее с цивилизацией ныне мёртвую деревушку-хутор Осовец



23. А уже эта поначалу еле заметная дорога в итоге привела нас на сетку вполне себе живых ещё «лесовозок»



24. Местами и там было нелегко, но под конец дороги стали более-менее ровными



25. А мостик через речку Свидровку стал отсечкой, просигналившей о том, что второй «спецучасток» остался позади



26.



27. Дальше пошли уже хорошие дороги через более обжитую часть Ляховичского района, мимо деревень Смоленики и Мазурки и заброшенных хуторов, которыми некогда была богата эта окраина густых северополесских лесов



28. На пару минут заглянули на берег Ляховичского водохранилища, где по случаю хорошей погоды была толпа отдыхающих и рыбаков - под рыбацкое дело был занят даже знаменитый дот на берегу водоема, на который кто-то примостил зонт, сидение и удочку. Один из рыбаков расположил свой рыбацкий лагерь из сидения и трёх удочек прямо поперек идущей вдоль берега тропы, за что получил от меня в спину пожелание остаться без улова



29. Потом недолгий заезд через несколько деревень с поеданием мороженого в местном сельпо привёл нас к третьему, последнему «спецучастку» - овеянной легендами в кругах барановичских велотуристов «Водятинской тропе», связывающей небольшую деревню Водятино  с дачными участками около о.п.«Щара» по самому краю заброшенных торфоразработок в долине речки Мутвицы



30. Сама деревня тихая, в такую пору уютная и ничем особо не примечательная



31. Сама тропа первый километр за деревней представляет собой обычную полевую грунтовку. И да, в этом году ранняя весна привела к тому, что уже 4 мая рапсовые поля покрыты густым желтым ковром. В обычные годы цветущий рапс - это скорее примета 20-х чисел мая. Вспоминая предыдущие годы со столь ранней весной (например, 2020й, когда зимы, насколько я помню, вообще не было) рискую наванговать, что в августе вы будете читать мои сетования по поводу резко обмелевших рек



32. Настоящая тропа началась уже в лесу. Я бы не назвал её сложной, скорее просто очень упоротой - в отличие от двух предыдущих участков, где деятельность лесовозов наделала грязи и препятствий, тут просто надо было долго-долго катить на низкой передаче и ждать, когда это всё наконец закончится. В один из прошлых годов мне довелось проехать западным аналогом этой тропы, связывающим Водятино же с бывшим поселком торфоразработчиков Кабушкино, тоже шедшим по окраине этих же самых торфораздработок, но уже с южной стороны - там было гораздо сложнее. Хотя тут точно будет тяжелее в конце лета, когда вырастут травы, крапива и борщевник



33. Просто пара-тройка километров вот такой вот езды



34. Единственная небольшая полоса грязи почти в самом конце



35. Потом был финишный участок в десяток километров укатанными дорогами через Русино



36. Последняя развилка



37. И непарадный въезд в Барановичи по заброшенной бетонке



38. Итого 88 километров. Спасибо за внимание!



Ляховичское водохранилище, Ляховичский район, Брестская область, вело, Бобрик, 2024, Беларусь, вело-2024, Ганцевичский район

Previous post Next post
Up