B-21: Что можно сказать, глядя на фото?

Jan 18, 2023 11:22





B-21 спереди

Долгожданный бомбардировщик 6-го поколения до сих пор покрыт завесой таинственности даже после помпезной презентации: к самолету запрещали подходить близко и снимать со всех ракурсов, а вся информация о возможностях составлена из реплик представителей ВВС в различные годы сборки.

B-21 - продолжатель B-2, опоздавшего с выпуском к моменту окончания холодной войны и развала СССР, однако «эффективно» использованного против технологически отсталых афганцев во время Афганской войны. Дорогое обслуживание в купе с несоразмерностью и негибкостью угрозам, привело к том, что B-2 требовался более актуальный преемник.

Оставив всю нормативную предысторию, и вот он перед нами. Начнем с различий с предшественником. Как и у B-2, B-21 имеется мультиспектральная маскировка. Мало кто понимает, но мультиспектральная маскировка - это комплекс маскировочных методов, а не конкретный «щит от всего». Отмечается, что в отличие от предыдущей версии, B-21 способен маскировать инфракрасное излучение - невидимое оптическое излучение, выделяемое теплом - на более высоких скоростях, нежели раньше.

Инфракрасное излучение на невидимках выдают три следующих момента:

  1.  нагревание двигателей; поэтому от нагревания их защищает размещение внутри фюзеляжа и маскировка инверсионного следа специальной смесью и формой диффузора (на фото - темная полоса на двух задних отверстиях), однако у этого метода есть ограничения по скорости;

  1. при увеличении скорости увеличивается трение фюзеляжа о воздух, и выделяется тепло; поэтому невидимки ограничены по скорости и весу груза/оружия);
  2. от солнца нагревается сама поверхность - если поверхность самолета не покрыта отражающей краской, т.к. поглощение света приводит к поглощению его энергии и тепла, как следствие.

И, как видно, производитель попытался решить эти проблемы: как отмечалось из разрозненных релизов, бомбардировщик смог увеличил скорость, изменил конструкцию хвоста, уменьшил размер, грузоподъёмность, цвет и размер кабины.



На этой ранней фотоиллюстрации (рендеринге) настоящий B-2 Spirit (слева), показанный на взлетно-посадочной полосе авиабазы ​​Андерсен, Гуам, рядом с воображаемым B-21 Raider, только в другом цвете.

Первое, что бросилось в глаза - белый цвет. У предшественника серое антибликовое покрытие использовалось для частичного поглощения оптического диапазона для визуальной маскировки - минус этого метода в том, что он приводит к поглощению тепла, что накладывало ограничение по скорости. Однако белый цвет не поглощает свет, а отражает его, и это свойство инженеры используют для охлаждения зданий без кондиционеров. Используется для этого краситель на основе оксида титана и рассеивающих наполнителей; сам же титан активно используется в невидимках из-за легкого веса и прочности металла. Заметно, что презентация происходила при приглушенном освещении - возможно, это делалось для того, чтобы при съемке не были заметны особенности этого покрытия, например, его рассеивающие возможности.

В интернете давно гуляет информация, что военные США экспериментируют с таким рассеивающим материалом, как лентикулярный растр. Он известен тем, что представляет собой поверхность из мелких линз, «голографически» искажающих изображение под ними. Однако в зависимости от типа линз, можно добиваться любого оптического эффекта, например, поворот изображения за щитом на 90 градусов или полное рассеивание объекта без искажения антуража, а также покрытие способно рассеивать инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, с которым не всегда справляется оксид титана.



Рассеивающие линзы, особенно стоит отметить "plano concave lens" - плосковогнутые линзы

Плоско - вогнутая линза является основным элементом многих оптических систем и представляет собой оптическую линзу с одной вогнутой поверхностью и плоской стороной. «Вогнутая» относится к изогнутой внутрь линзе, которая разводит параллельные лучи, в отличие от плосковыпуклой линзы, которая сводит параллельные лучи в одну точку. Часто используемый в приборах для визуализации, световых коллиматорах, телескопах и лупах, это важный оптический компонент в большинстве систем.

Изгиб внутрь дает то, что обычно называют отрицательным фокусным расстоянием. Это означает, что фокус (или точка, в которой сходится свет) находится на той же стороне линзы, что и источник световых лучей.



Таким образом, объект, находящийся за вогнутой стороной, может «исчезать» в оптическом диапазоне, в зависимости от угла изгиба. С другой стороны, эта линза удобна, т.к. ее обратная сторона ровная, и снижает затраты на искусное нанесение покрытия и защищает от царапин, практически создавая квантовый невидимый щит (манипуляции со светом, как-никак):

Это также означает, что эта линза способна рассеивать инфракрасное излучение, тепло, выделяемое самим объектом под линзой.

Конструкция хвоста тоже может внести дополнительный вклад в лепту:



Схема B-2

Как видно из этой схемы, огроменные двигатели размещены вдоль плоского фюзеляжа, и выводят реактивную струю через отверстия выхлопных труб, проводя струю через выхлопной диффузор, механически замедляющий инверсионный след. В новой конструкции, скорее всего, диффузор изменился, стал более широким и направленным в разные стороны, что, по сути, рассеивает инверсионный след.

Бомбардировщик стал меньше и отказался от большей грузоподъемности, что не могло не повлиять на скоростные характеристики, как невидимки, и это может объясняться современными тенденциями роботизации: нынешний министр ВВС США Фрэнк Кендалл неоднократно высказывался о том, что бомбардировщик должен вести рой дронов с оружием, поэтому, возможно, его и «разгрузили».

Как выше отмечалось, антибликовая краска B-2 защищала не от радиолокации, а от визуального обнаружения, а от радиолокации на более низких частотах бомбардировщик защищался малым сечением: самолет достаточно плоский, чтобы пролетать между лучами радара. И теперь он стал еще более плоским, из-за чего сплющилась его кабина, что также увеличило обтекаемость самолета, и отразилось на окнах - рама стала шире, чтобы выдерживать ударную волну воздуха на сверхзвуковых скоростях.

физика, b-21 raider, b-2, b-2 spirit, b-21

Previous post Next post
Up