После спорной многомиллиардной покупки системы противоракетной обороны российского производства турецкое правительство, похоже, воспользовалось СВО, чтобы заставить партнеров
вернуться к западной системе закупок.
«Турция является союзником НАТО и останется им. Война между двумя нашими партнерами, Россией и Украиной, привела к новому пониманию в пользу укрепления связей в сфере закупок с нашими союзниками по НАТО», - рассказал Defense News помощник президента на условиях анонимности.
СВО снова поставила Турцию в положение ключевого посредника в НАТО. Анкара наладила связи как с Россией, так и с Украиной, которые, как надеются официальные лица, принесут дивиденды в будущих переговорах. Одобрение Турции также необходимо для продвижения соответствующих заявок Швеции и Финляндии на членство в НАТО, возникших из-за их опасений, что Россия будет работать над тем, чтобы навсегда изолировать их от альянса.
В 2020 году Турция заплатила 2,5 миллиарда долларов за российскую систему ПВО С-400. Но, опасаясь дальнейшей изоляции и санкций со стороны своих союзников, Турция решила не запускать систему. В ответ на это приобретение США приостановили членство Турции в многонациональном консорциуме, который строит истребитель пятого поколения F-35. Первоначальный взнос Турции в размере 1,5 миллиарда долларов за первую партию самолетов-невидимок, так и не полученных Анкарой, еще предстоит возместить.
В марте этого года высокопоставленный турецкий дипломат, занимающийся вопросами НАТО и безопасности, сообщил Defense News, что СВО практически уничтожила все потенциальные турецко-российские сделки, связанные с системами стратегических вооружений.
Поскольку Россия не рассматривается как военный поставщик, турецкие лидеры возвращаются к изучению западного рынка.
Ранее этой весной высокопоставленный чиновник Турции по закупкам заявил, что Eurofighter Typhoon является одним из вариантов, предполагающих продажу около 80 самолетов - покупка, которая даст турецкой промышленности преимущество, поскольку она строит отечественный истребитель TF-X.
Изначально «Тайфун» разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Он производится консорциумом, состоящим из Airbus, BAE Systems и Leonardo, реализующим большую часть проекта самолета через совместную холдинговую компанию Eurofighter Jagdflugzeug GmbH. Агентство НАТО по управлению истребителями Eurofighter и Tornado, представляющее Великобританию, Германию, Италию и Испанию, управляет проектом и является основным заказчиком.
Турция также приобрела 40 самолетов F-16 Block 70 и комплекты модернизации для своих 80 старых F-16. Турецкий запрос был направлен в Конгресс в апреле. Ранее в мае администрация Байдена обратилась в Палату представителей с просьбой одобрить модернизацию турецкого парка истребителей F-16. Потенциальная сделка может включать высокотехнологичные ракеты, радиолокационные системы и комплексы радиоэлектронной борьбы для самолетов.
Кроме того, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в марте выразил надежду, что трехсторонние переговоры между Турцией, Францией и Италией о совместном производстве европейской системы противовоздушной и противоракетной обороны SAMP/T, создаваемой Eurosam, возобновятся после выборов во Франции в апреле. С таким же оптимизмом министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил в конце марта, что Италия и Франция сейчас «более серьезно» думают о совместном производстве систем SAMP/T в Турции.
Тем временем Великобритания предприняла шаги, чтобы облегчить возвращение Турции к западной системе закупок. Заместитель министра иностранных дел Турции Фарук Каймакчи заявил в феврале, что Великобритания отменила запрет на продажу оружия Турции, введенный после одностороннего турецкого наступления на севере Сирии в 2019 году. Ослабление торговых ограничений держалось в секрете от общественности, и некоторые наблюдатели говорят, что Канада может последовать их примеру.
Но большинство западных ограничений остаются в силе. Например, Чехия, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Испания и Швеция ввели полные эмбарго на поставки оружия Турции с 2019 года из-за ее военной интервенции в Сирии. Франция наложила ограничения на ряд оборонных и авиационных подсистем, а Италия запретила продажу определенных продуктов. Германия приостановила планы по продаже двигателей для Altay, первого основного боевого танка отечественного производства в Турции.
«Тщательное балансирование Турции между ее союзниками по НАТО и Россией в целом было признано на Западе, иногда с большой похвалой. То, как Турция будет маневрировать между конфликтующими западными и российскими интересами в ближайшем будущем, сформирует аппетит Запада к возвращению Турции к их системе закупок», - говорит Озгур Экси, военный аналитик из Анкары.
Некоторые западные дипломаты считают, что Эрдоган может попытаться использовать право вето Турции в НАТО для перезагрузки отношений с Западом в сфере закупок. 13 мая он заявил, что его страна «не одобряет» вступление Финляндии и Швеции в альянс, указывая на то, что Турция может использовать свое членство, чтобы наложить вето на шаги по приему двух стран.
«Похоже, турки готовятся к жесткому переговорному процессу, который может включать передачу определенных систем вооружений», - говорит американский дипломат в Анкаре.
СВО побудила Финляндию и Швецию пересмотреть свои традиции военного неприсоединения.
Экси рассказал, что из-за СВО Турция вряд ли рассмотрит возможность заключения крупной сделки по поставкам оружия с Россией, которая ранее была на столе переговоров. «Это включает любое намерение Турции купить российские самолеты Су-35 или Су-57», - отметил он.
Ранее Эрдоган заявлял, что Турция заинтересована в покупке истребителей российского производства.
Крупнейшие поставщики оружия Турции