По данным информационного агентства Belga, бельгийская оборона не смогла
выкупить полностью отремонтированные гусеничные самоходные гаубицы M109 155mm, которые она продала в 2015 году бельгийской частной компании FTS. Министр обороны Бельгии Людивин Дедондер объяснила 1 июня в Комитете по обороне парламента, что эти гаубицы, интересовавшие украинские власти, уже отправились на Украину.
В 2008 году бельгийская армия неожиданно сняла с вооружения 64 155-мм самоходных гаубицы M109A4BE, предварительно полностью отремонтировав и модернизировав по высокой стоимости на Арсенале Рокура. Эти гаубицы служили в нескольких артиллерийских батальонах, которые тем временем расформировали.
В 2015 году по крайней мере некоторые из них были проданы частной компании Tisselt, Flanders Technical Supply (FTS), основанной двумя партнерами (один из которых недавно скончался), специализирующейся на покупке и продаже военных излишков по всему миру, на сумму 1,75 миллиона евро, включая запасные части, что означает ОЧЕНЬ низкую цену за эти полностью отремонтированные и модернизированные M109. Контракт не предусматривал условия выкупа со стороны Минобороны. Во время Defense and Security Thailand 2018 Army Recognition было показано несколько фотографий этих M109 в нетронутом состоянии, хранящихся в ангаре в Тиссельте (см. Одну из этих фотографий выше).
Недавно украинские власти связались с бельгийской обороной, потому что они интересовались этими гаубицами (возможно, сообщили об их присутствии нераскрытыми контактами). “Была дискуссия, но когда мы снова связались с компанией, она их продала. Нам не нужно знать, кому она их продала или сколько”, - пояснила министр Дедондер в ответ на вопросы членов парламента.
Но эти гаубицы, однако, отправились на Украину, по словам министра; она говорит, что не знает деталей операции. По ее информации, фламандская оружейная компания OIP, оптические системы которой в последние недели были частью оборонных поставок украинской армии, была заказана FTS.
Источник сообщил бельгийской газете De Morgen, что цена продажи, которую OIP потребовала от бельгийской обороны выкупить свои бывшие M109, была более чем в 10 раз выше цены, по которой они были проданы, без действительного обоснования такой цены. Кроме того, OIP, чья дочерняя компания занимается военными машинами, также не захотела бы, чтобы состояние M109s проверялось специалистами бельгийской армии.