Сегодня было занятие у преподавателя, на лекциях у которого мне ранее не доводилось бывать, так как он читал спецкурсы у языковедов. Очень интересный мужчина, да ещё и с моим любимым именем, что сразу располагает (Дмитрием Игоревичем его зовут). А читал он нам "Русский язык в психолингвистическом освещении"
Какое счастье-то, когда мозг работает хоть в какую-то сторону и речь производится и не боишься сказать глупость, а просто её несёшь. И это первый преподаватель, который мне сказал, что я типичный литературовед. Ибо слишком глубоко копаю и философично высказываюсь. Вопрос был элементарный, что характеризует человека, и он ждал ответов от всех. Я сначала и сказала, что разум, после того, как кто-то сказал о речи. А потом меня потянуло. "Душа," - вздохнула я. "Это то, из чего происходит речевая деятельность? о__0" Вопрос уже слегка видоизменился. "Ну да, душу же можно выразить словами..." Вздохнула ещё раз: "Вербализация души - представь, Насть, как красиво..." Преподаватель - о___0 Настя - о____0 Я: "На перемене поясню". Действительно, к концу пары мне надо было придумать, как это объяснить, то, что у меня в голове красивым выражением сложилось. Мне что-то навеяло, но как-то неполно. Хотела правда подумать над этим и написать сюда большую простыню, но тут в голове вскочило:
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкого свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Разумеется, не дословно, у меня же буфер обмена переполнен, я ничего конкретного не помню, а так, впечатления. Хреновый из меня литературовед, но зато теперь признанный, да. Вот так я и не помню конкретно, что сказал преподаватель, но что-то вроде: "Сразу видно литературоведа, как загнёт..." А меня ж несёт, я не выспалась, меня тянет поспорить, я еле сдерживаюсь. Мы пришли к тому, что основа всего - движение, а, точнее, импульс. И начали рассказывать, что человеку невозможно осознать, сообразить, как он поднимает руку, что там сокращается. А я чуть не сказала, что в изменённом состоянии сознания резко становится ясно. Потом же эта возникшая у меня мысль, подтвердилась, когда одногруппница начала приводить пример с переведённым на 5 минут позже будильником. Состояние между сном и бодрствованием - как раз такое, когда начинает чувствовать и ощущать другое, что в любом из этих крайних моментов неощутимо (ох, каких трудов мне стоило выговорить слово "бодрствование"!) И меня опять понесло... А потом же меня вырубать начало, как он включил запись лекции. Ну я легла на ручки, закрыла глазки и слушала. Препод потом шутил, что литературоведам становится скучно всякую лингвистику слушать. На что я ответила, что просто мне с закрытыми глазами приятнее, это же всё равно не лектор читает, которому надо в глаза смотреть. И потом на перемене бедного донимала усвоением (ли) информации во время засыпания и сна. К этому же относилось моё замечание в сторону на реплику препода, что многие российские психолингвисты проходили крещение в Харьковском университете, а вот в Украине такой специальности нет, потому нельзя сказать, что мысль-наука это украинская. "Харьков - как промежуточное состояние между сном и пробуждением..." - изрекла я и закатила глазки к потолку с улыбкой. Настя - о___0
Постоянно что-то "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" (господи, запомнила наконец) перед глазами встаёт. Скоро у меня опять видения начнутся. Кстати, чёрт же какой-то меня дёрнул побежать в филкаб конспектировать Юнга к теорлит, хотя дело несрочное... А там визионерский тип творчества со страшным-страшным коллективным бессознательным... Ещё бы ему страшным не быть, если как пример Блейка приводили...
Так что если я буду в ближайшие дни вдохновенно нести бред, эстетизируя над тем, что я ж такое пишу, над каждым словечком, не особо вдаваясь в убедительность и достоверность, вы знаете, кого винить...