Нахема, Гербийон, Матильда Бонапарт и французское кино

Jan 05, 2020 13:39


Перепост
Перетягиваю сюда топик Ольги Ручкиной с Бейбиков.
Напомню, это перепост, а значит при использовании сохранение ссылки и авторства обязательно. Здесь статья с разрешения автора. Ссылки на другие публикации Ольги - в конце поста.

Всех с Новым годом! Надеюсь, салаты доедены, старые фильмы просмотрены, можно и почитать что нибудь интересненькое:)) А интересненького будет немало, это я вам обещаю:)
Об этой кукле я хотела написать еще с лета. Но, кроме, фото сказать особо было нечего, да и фото хотелось сделать в снегу, почему то кажется, что Нахеме (так зовут куклу) очень пойдет снег. Но снега этой зимой мы не дождемся, а за эти месяцы я накопала много интересного помимо того, что уже знала и история сложилась:) причем так сложилась, что начала восприниматься, как исторический роман:))
Наверное, нужно начать с производителя, который малоизвестен и довольно редок. Звали его Гербийон Алексис Фредерик, родился он в 1814 году и был кукольником. С 1852 по 1866 (по официальным данным, хотя, есть некоторые доказательстваючто магазин существовал и в 40-е) владел кукольным магазином, очень известным, Au Calife de Bagdad. По найденным первым записям в 1858 году он подал патент № 35090 и четыре дополнения к нему (1858-1861), которые касались усовершенствования процесса производства кукол. Кукла описывалась как высокохудожественное творение из пробки с покрытием гуттаперчей в виде лака. С подвижными пальцами из гуттаперчи, что вообще кажется нереальным совершенно сейчас:) к сожалению, такие тела совершенно точно не сохранились, тк с возрастом гуттаперча становится хрупкой и разрушается. Вообще кукол с телами из гуттаперчи осталось крайне мало и стоят они очень дорого. Все целые тела из гуттаперчи, которые я видела, принадлежат Уре. Это было мое маленькое лирическое отступление:))
Продолжим: В первом патенте было совершенно не ясно из чего была голова куклы. Позже, в дополнениях появилось уточнение, что голова с плечами была отдельным элементом и крепилась на тело сверху, стык скрывался полоской кожи. Во втором примечании к патенту он предлагал штамповать детали из металла, резины, папье маше и даже ткани. Пробку предлагалось заменить на светлое дерево. Также предлагалось сочетать все эти материалы и добавились усовершенствования в системе артикуляции. Гербийон был озадачен идеей сделать кукол прочными и легкими и элегантными. Поэтому он в патенте появилось примечание не вырезать детали из пробки, а формовать из пробковой крошки. Плюс он предложил использовать эмаль для окрашивания глаз, губ, по его патентам эмаль стала использоваться даже для производства сережек и других украшений. Головы кукол, для большей прочности, он предлагал обклеивать изнутри бумагой. Еще один документ говорит, что он принимал участие в ярмарке 1844 года, поэтому утверждать, что он начал свою стезю кукольника и владельца магазина в 52 году не совсем верно, я думаю, вероятно, эти даты взяты из официально найденных на сегодняшний день источников. Которые, как известно, у каждого исследователя свои:)

Кукольный магазин работал под управлением мадам Гербийон. Несмотря на интересные патенты, куклы, в основном, были на общепринятых телах из кожи, с фарфоровыми руками и ногами. Либо, как я уже говорила, экзотические тела с полной артикуляцией просто не дожили до нас. В магазине продавались шикарные аксессуары, мебель, наряды для кукол. Магазин имел фирменные коробки с печатью магазина. Каждый зонтик, воротничок или гамак были упакованы в такую коробку:) Скорее всего, вся эта красота закупалась в 200 парижских мастерских по производству кукольных аксессуаров и продавалась в этом шикарном магазине:)
А вот дальше начинается самое интересное:)) Одной из постоянных клиенток этого магазина была Матильда Бонапарт, племянница того самого Бонапарта, не побоюсь этого слова:)) мало того, она еще была женой князя Анатолия Демидова:) Анатолий был фанатичным коллекционером вещей, принадлежащих Наполеону Бонапарту и такой трофей, как Матильда, показался ему огромным везением. Матильда получила русское гражданство, была представлена русскому императору, который был ею очарован и, после развода с Демидовым, который оказался домашним тираном, получила по требованию императора Николая первого ежегодное содержание и финансовую независимость, которой была лишена своим отцом. Человеком, очень жадным до денег. Кстати, наследство, в виде драгоценностей, полученное Матильдой от матери и тетки Полин, он продал своему зятю, Анатолию Демидову.
Мда, однако, в великосветских кругах бесчестное поведение, видимо, норма с давних пор:)) принцесса до последних дней поддерживала отношения с российским императорским двором. Биографию Матильды далее описывать не буду, известно, что у нее была кукла и множество аксессуаров к ней из магазина Au Calife de Bagdad, которая сохранилась и находится в частной коллекции.

Вернемся же к кукле, фото которой вы тут видите.
Кукла много лет принадлежала Роберту Капиа, французскому актеру и известнейшему международному эксперту по французским куклам и автоматонам, автору многих исследований и книг, владельцу небольшого магазина в Париже. На протяжении многих лет магазин будет местом встречи многих известных деятелей района, актеров французской комедии, государственных советников, а также знаменитостей из мира искусств, писем и шоу-бизнеса, привлеченных местом и исключительной личностью его владельца. Для тех, кто впервые слышит его имя, небольшая справка, личность он был неординарная, конечно. (Советую купить его книги по антикварным куклам. ) первую книгу он написал в 1972 году. В 1994 году он был награжден премией Французской академии за свою работу «куклы».
Он являлся экспертом при апелляционном суде Парижа и асессором комиссии по примирению и таможенной экспертизе и возглавлял компанию французских экспертов по древности в 1989 году. С 1991 по 1995 год он возглавлял Национальный союз по торговле древностями и подержанными товарами (SNCAO), а в 2004 году стал почетным президентом.
Активно участвовал в общественной жизни, также избирается в Торгово-промышленную палату Парижа с 1989 по 2001 год, а затем становится почетным членом. В соответствии с этим мандатом он выполнял многочисленные функции администратора учреждений МККР.
Он кавалер Почетного легиона, офицер Национального ордена За заслуги, офицер Академических пальм и Командор искусств и литературы.
Капиа был большим другом Катрин Денев. Они дружили много лет.
Как кукла попала к Денев, не известно, возможно, как подарок или была куплена, но, по словам владельцев магазина, она принесла ее в магазин, где ее и купила сегодняшняя владелица. Правда это или нет, не известно, может, владельцы магазина все придумали:))но, при выходе из магазина, новая хозяйка куклы столкнулась с Денев, живущей неподалеку. Спросить про куклу постеснялась, но сфотографировала актрису. А вечером ей ( она еще коллекционирует винтажные духи) в гостиницу принесли духи Нахема. Эти духи Герлен создал для Денев в 1979 году. Так кукла получила имя Нахема:)
Вот такая волшебная история развернулась вокруг этой очень необычной куклы. Возможно, сидя на полке в шикарном магазине, она видела племянницу Наполеона и князя Демидова, возможно, прожила часть жизни у Катрин Денев и, совершенно точно, знакома лично со многими знаменитостями из мира искусств:) да и с моей Лялей знакома тоже, сейчас они сидят рядом и вспоминают ту бурную и интересную жизнь, которую они вели, будучи жителями магазина Роберта Капиа и экспонатами его коллекции:)

ПыСы: Кто сделал голову этой куклы, так пока и неизвестно. Возможно, знал Роберт Капиа. Но сейчас это уже не узнать. Кукла совсем ранняя, с черными глазами и из глазуированного фарфора, с печатью на теле Herbillon, безумно красивыми руками и необыкновенной росписью бровей. Пересмотрев сотни кукол, я не нашла еще одной такой же.
Вот такая история развернулась вокруг этой куклы:) чем дольше я на нее смотрю, тем больше понимаю, как повезло мне, что она приехала ко мне для поисков нового дома и что я не поленилась поискать информацию о ней:)

































Фото тела Нахемы. Просто посмотреть, как сохранилось тело, какое качество кожи было. Даже если она 50-х годовюа не 40-х, то этому телу 170 лет. У нее не артикулированное тело, обычное.



Глаза у ранних ставили на сургуч.



- А чудеса случаются?
- Случаются. Но только с теми, кто в них верит.
- А с теми, кто не верит?
- А с теми, кто не верит, случаются события, не подлежащие рациональному объяснению.

ПыСы2:)) Мне удалось найти кукольную мебель из магазина Au Calife de Bagdad. Цены, особенно на комплект мебели с позолотой( жаль, что когда он летом продавался, я не сохранила все экземляры из этого набора, а сейчас он продан и я нашла только этот столик) бодрят неимоверно. Цена куклы как то меркнет на этом фоне:) мебель попроще стоит подешевле, но все равно, впечатляет:)













Другие статьи Ольги Ручкиной:
Ремонт антикварных кукол. Часть 1. Расходники. Как сделать грунт
Ремонт антикварных кукол. Часть 2. Композит и как восстановить бедренные лунки
Фетровые и трикотажные тела антикварных кукол
Антикварные куклы - двойники. Любопытные примеры старинного копирайта
Редкие тела Taufling, Motschmann. Когда, зачем и почему
Heinrich Stier, первый шпион в кукольной индустрии
K&R заказывали обувь у W&Z. Любопытный документ 1947 года
Ловкость рук и никакого мошенничеств
Гуглики. Большая и длинная сага в многих частях. Часть первая:) вступительная
Сага о Гугликах. Серия 3. Гуглики от Gebruder Heubach

Сага о Гугликах. Серия 4. Гуглики от J.D. Kestner
Сага о Гугликах. Серия 5. Ernst Heubach
Сага о Гугликах. Серия 6. Kammer & Reinhardt . Hertel & Schwab
Сага о Гугликах. Серия 7. Armand Marseille
Сага о Гугликах. Серия 8. Max Handwerck
Сага о Гугликах. Серия 9. Bahr & Proschild
Сага о Гугликах. Серия 10. PM, H.Steiner, Limbach, Walter&Shon, Goebel, Recknagel

Молды антикварных кукол, Французские куклы, Перепост

Previous post Next post
Up