Перепост
Перетягиваю сюда
топик Ольги Ручкиной с Бейбиков.Напомню, это перепост, а значит при использовании сохранение ссылки и авторства обязательно. Здесь статья с разрешения автора. Ссылки на другие публикации Ольги - в конце поста.
Я позволила себе добавить фото пары кукол с аукциона
Theriault's. Наконец то я осилила свести художественно кучу переводной информации, нечеловеческими усилиями взяла себя в руки и образила сухой энциклопедический текст в читабельное, я надеюсь:))Продолжение леденящей душу истории о Мочманах:)) Кому интересно, начало в предыдущем топике:
Редкие тела Taufling, Motschmann. Когда, зачем и почему Генрих Штир родился в Зоненберге в 1814 году в семье боссирера.В возрасте 34 лет он отправился в Америку, надеясь разбогатеть, открыл табачную лавку и, в целом, на жизнь ему хватало, даже удалось сколотить капиталец.А вот потом решил он забросить табачный бизнес и вложиться в строительство кукольной фабрики в Новом Свете. Мучила его мысль копировать и продавать восковых кукол, которые на тот момент производились в Англии и были безумно популярны. Шло время, но дело не шло.Не получалось создать рецепт восковой куклы.Собрав остатки денег, Генрих Штир едет в Англию. Там он устраивается на фабрику в Лондоне, производящую восковых кукол(Монтанари)и тщательно фиксирует все поцессы производства.Так он становится первым шпионом в индустрии игрушек. Штир возвращается в Америку, они с напарником начинают делать восковых кукол, отличного качества, но их не покупают. Всем нужны привозные английские. «Нет пророка в своем отечестве»-так охарактеризовал Штир эту ситуацию в своих мемуарах.
Штир решает вернуться в Германию.И очень вовремя. Он попадает на Лондонскую выставку и привозит оттуда китайскую или японскую куклу, которую копировали позже многие производители и в Германии и во Франции. Но у Штира было преимущество: он УЖЕ умел обрабатывать воск, тогда как остальным нужно было учиться. Он очень быстро преуспел и стал номером один в качестве и количестве производимых кукол.
Однажды он случайно уронил в чан с воском наперсток, Штир выудил его, воск красиво застыл по поверхности. Эврика! Так родился новый способ восковой обработки кукольных голов…
Пару десятилетий назад Андреас Войт пытался мазать головы из папье маше воском, но результат не радовал. Идея так и умерла. А вот Штиру удалось этим способом добиться идеальной гладкости и ровности.Головы получались очень красивыми. Его кукол, наконец, оценили в Новом Свете и во Франции они так же пользовались спросом.
Фабрику он открыл в 1852 году.Первые его Тауфлинги с восковым покрытием были покрыты розовым грунтом, почти сразу он изобрел спящие глаза(патент), в 1857 году куклы получили голосовой механизм «мама папа», от той самой японско-китайской куклы:)) Я так понимаю, он купил тот самый патент «Motschmann» См.Мой предыдущий топик о куклах Мочманн.
В обьявлении от 1860 года есть описание того, что производилось на фабрике. Документ был написан на английском языке и представлял собой описание образцов для магазинов в Лондоне: металлические ружья, пистолеты, шпаги, разборные доки, Головы кукол и тела в разборе для соединения по прибытию, головы кукол разных размеров, разного качества. От бюджетных до дорогих, с мохеровыми волосами и стеклянными глазами, черные куклы, шарнирные куклы-леди, кожаные тела, куклы для кормления, стрелки, уланы, турки, арлекины, дамы и девочки в шляпках, с корзинами, младенцы с открытыми ртами, восковые младенцы и тк далее.
Как видите, ассортимент крайне широк и разнообразен.
В 1868 он вывел на рынок воскованных кукол, которые по красоте превосходили все известные.
В 1871 году он оставляет производство своему брату Густаву Штиру и переселяется в Кобург.
1878 год.Пенсия пенсией, но он изобретает покрывной лак, который делает головы устойчивыми к низким и высоким температурам.Секрет этого лака он передает своему племяннику, сыну Барбары, Фердинанду. С 1878 года на фабрике выпускались куклы по секретному семейному рецепту. Куклы имеют эффект человеческой кожи, устойчивы к низким и высоким температурам, не крошатся.Могут выносить мытье водой.Куклы ростом от 20 см до 1 метра и цена их от 5 до 220 марок за дюжину(оптовая цена)Они экспортируются в страны с различными климатическими условиями. Поставлялись в Северную и Южную Америку, Англию, Австралию, Австрию, Швейцарию и Францию.
Попутно, перед выходом на пенсию, в 1871 году он основал для своей сестры, вдовы, Барбары Шиллинг фабрику и большой магазин Восковых Тауфлингов.Все куклы, производимые продаваемые Барбарой, были запатентованы и имитация преследовалась по закону(статья от 1878 года) В 1879 году был зарегистрирован товарный знак(ангел) для игрушек из папье маше, резины, воска и композита.На фабрике работало порядка 100 человек, плюс надомные рабочие из других городков в округе.
Он скончался 24 января 1888 года. Газета Зонненбергер Цайтунг опубликовала некролог, где отметила его огромный вклад в развитие игрушечной промышленности Германии.Адольф Флейшманн в своих записях отметил его, как человека, добившегося своим трудом и талантами, богатства за короткий срок в 15 лет.
Для меня очень странно, что такой крупный производитель сейчас подзабыт и практически не известен, я даже упоминаний о нем не встречала, чего нельзя сказать о его племяннике Фердинанде.
На фото моя кукла с маркировкой Шиллинг.Она, действительно, высочайшего качества, имеет совершенно не немецкий тип лица, больше похожа на Жюмо. Папье маше в воске.
Информация из Энциклопедии Цизликов.
Добавлю два фото кукол Штира. Фото кликабельны.
↓ 16 "(41 см.) Цельная голова из бисквита с плечевой пластиной, голубые стеклянные спящие глазки с проволочным рычагом, окрашенные ресницы, опущенные брови, акцентированные ноздри и уголки глаз, слегка раздвинутые губы, два верхних зубца квадратной формы, нижние два квадратного разреза, покрасневшие щеки, мохеровый кудрявый парик, тело в стиле Taufling с верхом из муслина, в котором заключен говорящий механизм "мама", туловище из папье-маше, нижние части ног и рук - деревянные, свободно соединенные лодыжки и запястья. Состояние: в целом отличное. Около 1860 года. Особая ценность и редкость: проволочные рычаги в туловище, сильфон (говорящий механизм), редкий тип тела и оригинальный костюм.
↓ 21 "(54 см.) бюстик из папье-маше залит тонированным медовым воском, глаза - вставки из эмали синего стекла, окрашенные ресницы и брови, закрытый рот с тонированными губами, светлый парик из мохера в изысканной оригинальной прическе из кос и локонов, муслиновое тело с руками из папье-маше, покрытыми воском, выше локтей, голени из папье-маше с нарисованными зелеными ботильонами. Состояние: в целом превосходное. Комментарии: вероятно, Генрих Штир, Зоннеберг, около 1865 года, чьи восковые куклы были описаны как «превосходящие красотой всех остальных».
Другие статьи Ольги Ручкиной:
Ремонт антикварных кукол. Часть 1. Расходники. Как сделать грунт Ремонт антикварных кукол. Часть 2. Композит и как восстановить бедренные лунки Фетровые и трикотажные тела антикварных кукол Антикварные куклы - двойники. Любопытные примеры старинного копирайта Редкие тела Taufling, Motschmann. Когда, зачем и почему