Антидетоцентризма пост

May 28, 2015 15:58

Пост категоричный, недобрый и местами слегка отдает совкодрочерством. Я предупредила.

В последнее время наблюдается какая-то эпидемия родительской неадекватности.

В фем-паблике обсуждение всерьез, можно ли испытывать дискомфорт, если в женский туалет приводят мальчика 10-12 лет. И комментарии: конечно-конечно, маму нужно понять, она же за детачку тревожится, в мужской ему одному нельзя, там же все подряд педофилы, а еще вдруг детачка инвалид и ему помощь нужна в туалете, и вообще, что это вы такое в туалете делаете, что детей стесняетесь? Кабинка закрыта, чего вам еще надо? А застирывать-переодевать-поправлять ничего в общественном туалете не полагается.
Идея пойти маме с мальчиком в мужской тоже высказывалась. Не, нуачо, мужики переживут, а "малыша" нужно защищать, а вдруг на него нападут в туалете, а мамы не будет рядом.
Я представила себя сначала посетительницей женского туалета, когда туда входит 10-летний подросток. Потом другой посетительницей, которой не 33 года, как мне сейчас, а, как и тому мальчику, 10-12. Потом этим самым мальчиком, которого мама водит за ручку в туалет. Мда.

Тренажерный зал. Штанги, гантели, тяжелые вращающиеся части снарядов, сосредоточенно работающие на тренажерах люди. И девочка лет четырех, дочь то ли одной из тренерш, то ли клиентки, бегает туда-сюда с криками "Мама, мама! Иди посмотри, как я нарисовала!" Какого, простите, хрена? Не с кем оставить ребенка? А о чем вы думали, приобретая абонемент в
фитнес-клуб, где нет детской комнаты? Написала жалобу на сайт клуба - администрация отреагировала вежливо, с тех пор детей в тренажерке не вижу, хотя, думаю, еще не вечер.

Трамвай. Семь вечера. Люди едут с работы с "квадратными" от усталости головами. На сиденьях передней площадки сидит компания детей-младшешкольников, с родителями, и громко, на весь салон делятся своими эмоциями о каком-то мероприятии. Повторяю: ГРОМКО, так что мне  слышно каждое слово, хотя я стою далеко от них с играющей в наушниках музыкой. Люди, почему вы не учите своих детей нормально себя вести в общественном месте? Не рассказываете, что разговаривать нужно вполголоса, чтобы слышал только собеседник, а не все окружающие на расстоянии в 10 метров? Почему вы считаете, что "этожедети" имеют право орать и мешать людям?

На остановке в трамвай с трудом влезают две дамы, видимо, мама и взрослая дочь, с ребенком в коляске. Поднимают коляску по ступенькам вдвоем, загромождают ею выход, водитель ждет, пассажиры, естественно, тоже. На следующей же остановке действия происходят в обратном порядке: коляску с потугами и героическим видом выгружают. Ни о какой оплате проезда, речь,
естественно, не идет - как можно, ониже мать и бабушка! Проеханное в итоге расстояние - метров 400. Нет, они не ехали в поликлинику или еще куда-то по делу, им просто было лень прогуляться по тротуару с коляской, несмотря на прекрасную погоду. Поездка в общественном транспорте - это же так полезно для малыша, а мама очень торопится. Домой, к телевизору.

Опять час-пик. Стою в очереди на маршрутку, чтобы занять сидячее место: ехать далеко, стоять час дороги я не в силах. Через двадцать минут ожидания я тихо радуюсь: моя очередь подошла, люди передо мной уже разместились, осталось последнее место, вот сейчас я войду и займу его, не зря ведь столько ждала. Хочется домой, сумка с продуктами оттягивает плечо. И тут сюрприз! Позади меня стоял молодой мужчина с девочкой лет 6-7. Я не успеваю опомниться, как невинное дитя прошмыгивает в салон автобуса под моим локтем и занимает это последнее сидячее место! Папаша, естественно, входит следом за ней. Не знаю, был ли это заранее продуманный ход, или просто детская беспардонность при попустительстве отца. Требовать, чтобы меня пропустили в мою очередь, устроить скандал? А каковы были бы мои шансы чего-то добиться: молодая женщина против этожеотца и этожеребенка, к тому же уже сидящих в автобусе, который вот-вот отъедет?
Себе дороже вышло бы. Промолчала, осталась ждать еще 15 минут, пока подъедет следующая маршрутка.
Похожие ситуации наблюдаю все чаще: уже не маленькие дети явно приучены к тому, что очередь - не для них, что они (не пойми с какой стати) имеют право ничтоже сумняшеся пролезать впереди взрослых в любые двери, в транспорт, в туалет, к банкомату...

И снова транспорт, на этот раз салон троллейбуса. Не так чтобы битком набитый, но немало людей стоит, я в том числе. Заходит женщина в возрасте и крупный румяный мальчик лет 12, видимо, бабушка с внуком. На плече у женщины школьный рюкзак, в одной руке ее сумка, в другой - пакет, то ли
с покупками, то ли со сменной обувью мальчика, не разглядеть. Руки деточки свободны.
Освобождается сидение, женщина устало присаживается, но тут же, будто опомнившись, вскакивает: как же так, она тут расселась, а ребеночек стоять будет?! Парень без лиших слов садится - видимо, привык считать это нормой жизни. Так я и запомнила эту картину: бабушка со всеми сумками стоит, а
внук сидит, улыбаясь, "втыкая" в телефон. Здоровый, откормленный школьник, не больной, не инвалид. И такое можно наблюдать почти каждый день: ребенок (в том числе мальчик) в транспорте сидит, мама или бабушка стоит рядом, с сумками, на каблуках… Мужики у нас перевелись, говорите? Почему бы это?

Самое тревожное - что люди все это терпят, будто так и надо. Невольно вспоминаю свое детство: попробовал бы тогдашний школьник выкинуть что-то подобное в общественном месте! Сразу бы посыпались замечания, застыдили бы и его/ее, и родителей. Да и родители не допустили бы такого поведения. Пожалуй, это один из крайне немногих плюсов совка - здоровая строгость в воспитании детей (конечно, когда не перегибали палку).
***
Помню себя в пять лет: я уже читала довольно толстые книги, умела себя занять, знала, что в присутствии взрослых - в общественном месте, в гостях, даже дома - нужно вести себя тихо и не мешать, если нужно что-то сказать, говорилось "маме на ушко".
Перебить говорящего взрослого было категорически недопустимо.
Бегать и шуметь позволялось только на игровой площадке.
С другой стороны, у родителей в массе не было сегодняшей манеры таскать за собой малолетних детей повсюду. Грудничок в многолюдном кафе в центре города, дошкольник на вечернем спектакле в театре - это был нонсенс. А на вечерние киносеансы дети до 16 лет не допускались официально - как я подозреваю, не потому, что фильмы были "недетские" (никто в советских кинотеатрах крутую эротику не крутил), а для того, чтобы уставшие, сонные, скучающие дети не мешали взрослым зрителям проводить культурный досуг. Взрослые, уходя по делам, договаривались с бабушками, соседями, знакомыми, чтобы те побыли с ребенком, а лет с 6-7 детей запросто оставляли дома одних, строго проинструктировав "дверь чужим не открывать, вести себя хорошо", и никто в обморок не падал. Младших детей оставляли под присмотром старших, это тоже личный опыт. «Выйди пораньше, чтобы перед уроками успел завести Светку в садик» - это было тоже совершенно нормально. Да, мобильных телефонов и родительского видеоконтроля тоже не было.

Школьники начальных классов - и девочки, и мальчики - как правило, уже умели самостоятельно разогреть себе еду (помним, что никаких микроволновок не было), поесть и вымыть за собой посуду, подмести пол, заправить постель. Лет в 6 я с гордостью сама покупала в магазине хлеб - как взрослая.  Фраза "ты ведешь себя как маленький/-ая" была лучшим способом пресечь любые нарушения дисциплины, потому что для детей было престижно быть «уже большим»: что-то уметь и знать, выполнять ответственные поручения, быть самостоятельным/-ной, помогать старшим - в частности, уже трех-четырехлеток учили уступать места в транспорте бабушкам и дедушкам. Вернее, в таком возрасте ребенку давали возможность самому определить, хочет он сегодня побыть «маленьким» (и тогда мама/бабушка сажали его к себе на колени), или «уже большим» и постоять. Ну а поднять постороннего человека, чтобы усадить детачку - это вообще было невообразимо. Место уступали добровольно, и не ребенку, а маме с ребенком, если он маленький и женщина держит его на руках. Потому что ей тяжело и неудобно стоять, а вовсе не потому, что детачка устало.
Случаи, когда за школьником мама или бабушка носили портфель, были крайне редки и обычно служили поводом для насмешек. Ладно еще если папа несет портфель дочери. Но парень должен нести свои вещи сам. А порой и девочку, которая нравится, проводить домой, неся еще и ее портфель.

NB: вышесказанное увидено и пережито мною лично в своей семье и в моем тогдашнем окружении - дворе, классе, в семьях подруг. Естественно, у других людей опыт может быть совершенно другим.

Сейчас я даже затрудняюсь определить, когда отпрыск перестает считаться «еще маленьким», вокруг которого все, включая посторонних людей, должны восторженно плясать и поступаться своими интересами. После наступления пубертата, наверное, когда родители-бабушки-дедушки сталкиваются с проявлениями характера своего чада и маятник качается в противоположную сторону. Ребенок внезпно становится во всем «плохим» и недостойным любви, принятия, заботы, исполнения желаний. Но это уже отдельная большая тема.

чайлдфри, выпуск пара, житейское, обо мне

Previous post Next post
Up