Антие Полачек
Сборник стихотворений для ритмической части урока в вальдорфской школе
Мягкая обл., 2010 г., 192 с.
![](http://pics.livejournal.com/elfa_k/pic/000087gc/s320x240)
Эту книгу вполне можно назвать уникальной и универсальной. Она будет интересна и полезна не только вальдорфским учителям, лечебным педагогам, эвритмистам, но и родителям, воспитателям, учителям, всем тем, кто работает с детьми от дошкольного возраста до старших классов, а также широкому кругу читателей, желающих разобраться в нюансах речи, ритмов и их соединения с движением.
Чтобы работать с книгой продуктивнее, как пишет в предисловии автор А. Полачек, хорошо знать или иметь представление о работе Р. Штайнера "Общее учение о человеке".
Тем не менее, комментарии и рисунки самой Антие Полачек в целом позволяют педагогу или маме самостоятельно проделать упражнения, пережить действие каждого на себе и затем правильно делать его с детьми.
Уникальность этого сборника, на мой взгляд, состоит в следующем:
- обширный, великолепный поэтический материал (русские классики, фольклор, стихи и переводы самой Полачек), тщательно подобранный по разделам;
- описание именно "тех самых" движений, действующих и на ребенка, и на взрослого гармонизирующе, благотворно и терапевтически;
- в книге также приводятся ноты нескольких мелодий, в том числе мелодий самой Антие Полачек;
- самые разнообразные упражнения и игры для всестороннего развития ребенка (например, упражнения на ориентацию в пространстве, в теле, упражнения для улучшения походки, для развития жизненной силы в позвоночнике, для концентрации и т.д.; много упражнений с различными ритмами, разные прыжки; упражнения со звуками (терапия речью); переживание цветов в движении (!));
- познавательные и вдохновляющие статьи в конце книги: "Мир эвритмии" (развитие речи ребенка, эвритмия - видимая речь, эвритмическое переживание формообразующих творящих сил и др.) и "Лечащая сила слова и ритма".
Содержание разделов данной книги впечатляет:
"Ориентация в пространстве и баланс жизненных сил" (здесь приводятся упражнения для укрепления жизненных сил ребенка; прекрасный поэтический материал (даже есть стихи для мальчиков и для девочек)).
"Мир жизни" (даны стихотворения и примеры жестов, помогающие переживанию движения воды, роста растения).
"Стихии" (мир минералов, воды, воздуха, огня, кругооборот года).
"Мир животных" (замечательная подборка стихов о животных. "Наблюдая и подражая движению животного, можно многое узнать о его душевных качествах, сформировавших его тело").
"Мир человека" (образ человека, его душевные силы - мышление, чувства, воля (деятельность)).
"Ритмы" (здесь - познавательно о ритмах (с примерами) и упражнения с ритмами для разных возрастов).
"Мир звуков речи" (разница между эвритмией и терапией речью, упражнения с различными звуками).
"Мир цвета" (переживания цветов в движении).
"Мир музыкальных звуков".
Название книги, мне кажется, не в полной мере отражает ее содержание. Это гораздо больше, чем сборник стихотворений: это скорее учебник по гармоничному развитию ребенка как для педагогов и воспитателей, так и для родителей.