Nov 29, 2009 18:00
Режиссер “Биндюжника и Короля” на основе рассказов одесского КВНщика снял известнейших комедийных актеров трех поколений в гимне Столицы Юмора. Разве могло в результате получиться что-то, кроме качественной комедии в лучших советских традициях? Обилием колоритнейших персонажей и не имеющих непосредственного отношения к сюжету, но гармонично вписанных в него номеров с участием известных комиков “Улыбка Бога” напоминает незабвенную “Ширли-Мырли” - только без пошлости. На развитие взаимоотношений в круговерти событий времени особо не остается, но задумываться над правдоподобием поведения персонажей некогда. После краткой завязки, от щедрости продюсеров снятой именно в Чикаго, герой попадает в сказочные катакомбы и начинает метаться между эпохами, жадно постигая настоящую жизнь.
Сытое благоденствие 50-х и осторожная пронырливость 80-х в контрасте с деловитостью современности дают почву для множества приключений в духе “Назад в будущее” - и не сказать, чтобы совсем уж без спецэффектов! Потоп, пожар и землетрясение выглядят вполне аутентично, несмотря на несерьезное отношение к ним местных жителей. Знатоки кинопроцесса наверняка отметят и то, что такие технически сложные эпизоды сняты одним планом, без склеек. И почти на всем протяжении истории ощущается романтическая атмосфера, сгущаясь в финале до уровня хорошей мелодрамы. Безвременно ушедший питомец Джигарханяна получил достойное посвящение!
Собственно, участие Армена Борисовича в съемках вряд ли заметнее, чем в “Самом лучшем фильме” - кто-то в зале даже подшутил, что “Улыбку Бога” можно назвать предысторией оного. Панкратову-Черному и Карцеву повезло больше - последний и вовсе встречает героя на протяжении 50 лет, практически не меняясь внешне! И самый искрометный монолог ему достался, и озвучка главной идеи картины. Но настоящей звездой сияет вовсе не “старая гвардия”, и даже не Иван Жидков, убедительно сыгравший слегка чопорного иммигрантского внука с легким “техасским” акцентом и вполне местной легкомысленностью. Одесса во всей своей многовековой красе, гостеприимство веселых двориков и застенков КГБ, обаятельные мошенники и добродушные торговцы - все это больше чем фон. Скорее, наоборот, сценарий служит обрамлением для режиссерского восприятия любимого города.
В общем-то, все шутки за рамками основной канвы мы так или иначе уже слышали - о плагиате речь не идет, конечно, просто многие рассказы Голубенко разошлись цитатами и анекдотами еще на стадии выступлений КВН. И после просмотра вспоминаются именно они, а понимание смысла истории приходит и вовсе не сразу (тем более, что сам Алеников подчеркивает, что хотел вызвать ощущение карнавала). Вряд ли добрый дедушка так уж стремился разлучить Алана с оставшейся за кадром Джессикой, да и для себя он вряд ли такой исход предвидел. Но неоспоримой истиной будет такой вывод - прежде чем распланировать свою жизнь, стоит хотя бы ознакомиться с альтернативами. И сложно найти лучший вариант для такого “хождения в люди”, чем “этот рыжий город” у “самого Черного моря”. По крайней мере, пока сам его не посетишь.
у