Правда и мифы про Чернобыль

Jul 08, 2019 01:05

Живой Журнал уже не первый год организуют у себя в офисе (Рамблера) так называемые митапы - встречи-выступления блогеров по заранее объявленному предмету. В эту пятницу тема оказалась мне особенно близка, и в кои-то веки поглощение пиццы и фруктов перешло не напрямую в лекцию, а в просмотр первого эпизода нашумевшего мини-сериала «Чернобыль». Очень, как и ожидалось, драматического, весьма зрелищного и интуитивно правдоподобного... но не совсем. Как и в случае с недавно вышедшим в прокат “Курском”, создатели намеренно пошли на искажение реальных фактов ради усиления ощущения непоправимой трагедии. И чтобы интересующиеся зрители узнали получше, насколько велики были эти преувеличения (а также для успокоения особо падких на пропаганду касательно опасности и перспектив атомной энергетики), киносеанс продолжился выступлением физика-ядерщика Дмитрия Горчакова - популярного блогера nucl0id.



Язык у Дмитрия, надо признать, подвешен хорошо, и материал он умело структурировал - отвлечься от его рассказа было решительно невозможно! Правда, попытки прервать изложение уточнениями он неуклонно пресекал, а закончил несколько позже намеченного, поэтому я даже не стал пытаться вклиниться в поток вопросов. И остался при мнении, что причины если не произошедшей экологической (прежде всего) катастрофы, то как минимум масштабов её последствий - в вопиющей некомпетентности персонала станции и местных руководителей. Почему так случилось, что работавшие с “мирным атомом” и по соседству с оным напрочь не понимали то, как радиация распространяется и влияет на человеческий организм - банальная ли нехватка людских ресурсов, злоупотребления с оценкой подготовки или намеренная селекция бессловесных недоумков для пущего послушания и секретности была виной - остаётся лишь догадываться.


А вот многие другие детали произошедшего сериал, снятый на аналогичного типа электростанции в Литве - закрытой, как и проработавшие до 2000 года три энергоблока Чернобыльской АЭС, по требованию перестраховщиков из Евросоюза (а может, и из экономических соображений тамошней элиты) - раскрывает достаточно подробно и, по мнению Дмитрия, без критических для понимания ситуации перегибов и несостыковок. И героев-ликвидаторов - и сотрудников станции, и пожарных, и прибывших по долгу службы - показывает именно героями. Среди которых не так уж и много оказалось жертв, как некоторые источники рисуют, но участь павших была и впрямь ужасна. Просто не настолько, чтобы как-то выделять этот аспект на фоне непрекращающихся войн, промышленных катастроф, а дорожно-транспортных катастроф - в особенности. Да и долгосрочные последствия ограничиваются по данным ВОЗ тысячами, а не, как кое-где упоминается, миллионами.


Конечно, не всё в процессе ликвидации последствий первой и крупнейшей в своём роде аварии было безупречно. Например, решение забрасывать станцию сверху песком, свинцом и другими поглощающими и фильтрующими материалами, постфактум было расценено как спорное - вертолётчики с высоты несколько сотен метров попадали в цель не сильно чаще, чем повстанцы в реактор “Звезды Смерти”. Задачу им всё ж удалось выполнить, через неделю уровень радиации внезапно упал - но, вероятно, это бы и само собой случилось после выгорания графита, а участники операции получили изрядные порции облучения напрасно.
Падение вертолёта, кстати, случилось сильно позже, когда над всё ещё изрядно фонившими руинами воздвигали первый саркофаг.


Строительство защитной плиты под взорвавшимся реактором - тоже сомнительное предприятие, так называемый “китайский синдром” (опасение, что ядерное топливо способно проплавить землю под собой на значительную глубину) до сих пор остаётся теорией-страшилкой. Впрочем, учитывая меры предосторожности, которые при строительстве современных АЭС предпринимаются, эту в условиях поставарийного цейтнота сложно было бы отмести как излишнюю.


А вот эвакуировать людей из Киева (он всего в 100 км от Припяти находится, и повезло ещё, что роза ветров поначалу была в другую сторону развёрнута) или хотя бы провести массовую йодопрофилактику, чтобы снизить влияние радиоактивного йода-131, партийные деятели почему-то не стали. Заболевших раком щитовидной железы было не очень много, но ответственные за то решение до сих пор являются персонами нон-грата в Украине.


Зато большую часть населения Припяти организованно вывезли - опять же, в качестве превентивной меры на случай неблагоприятных ветров. Для персонала станции, которую к концу года благополучно вернули к работе, сперва был “отмыто” от радиоактивной пыли несколько зданий, а затем построен неподалёку новый город - Славутич, откуда они ездили на смены на электричках. Про это в сериале вроде как не говорится - как и в “Курске” о масштабной операции подъёма и транспортировки подлодки в сухой док. Всё-таки это не документальные хроники, а художественные произведения - памятники жертвам, дань уважения героям и обвинения в адрес бездушных и трусливых чиновников, в страхе за должность обрекающих зависящих от них людей на мучительную смерть. Ну, а лекция Дмитрия - очень своевременная реакция специалиста. И хорошо бы, чтобы каждая популярная в народе “страшилка” получала подобные комментарии с максимально широким охватом аудитории - мир наш сложнее с каждым днём, но жить в нём гораздо проще и приятнее, пребывая в уверенности, что после каждого такого происшествия он на самом деле становится безопаснее. В том числе и благодаря просветительской деятельности неравнодушных граждан.

ЖЖ, events, митап, ч

Previous post Next post
Up