Эксперимент удался!

May 21, 2018 01:57



Десять лет назад, когда мы с женой открывали для себя Стокгольм, одно из наиболее ярких впечатлений на нас произвёл музей Tom Tits Experiment - четырёхэтажное царство прикладной науки, ехать до которого из центра шведской столицы приходилось на электричке, а потом ещё на автобусе, но на это не жалко было отвести целый день (а через год - ещё один). Воспоминания с тех пор потускнели, но сегодня внезапно заиграли новыми красками, когда выяснилось, что “Экспериментариум” близ станции метро “Сокол” во многом можно назвать русским аналогом полюбившегося нам заведения - пока что меньшего масштаба, без просторного внутреннего двора с аттракционами, зато несравнимо доступнее в транспортном, языковом, да и ценовом отношении.



Попали мы сюда по приглашению сообщества mosblog - в этом мае музей помимо свободного посещения и научных шоу предлагает отпраздновать окончание учебного года в формате “квеста” (даже дважды - запись на 26 мая пока открыта). На самом деле - серии мастер-классов для небольших групп в сопровождении пушистого аниматора по всем трём этажам бывшей фабрики, заполненными самыми разнообразными интерактивными экспонатами. За час с небольшим дети, поделённые на группы с учётом возраста, успевают посетить 7 временно оборудованных рабочих станций и на каждой принять хотя бы небольшое, но личное участие в постановке физических и химических опытов.



Для нашей группы знакомство с “Экспериментариумом” началось с одной очень криво построенной комнаты... намеренно, разумеется - помимо наглядной демонстрации могущественной силы притяжения это ещё и отличный тренажёр для вестибулярного аппарата.



В тёмном зале по соседству дети дружно станцевали на подсвеченных кружочках, исполнив тем самым легко узнаваемую мелодию.



А также изучили, как влияет на туман двигающиеся вокруг объекты. Примерно также, как ветер на облака - не ожидали?

Тим быстро сообразил, что на столах и стенах вокруг расположены зачастую не менее интересные устройства, чем предлагаемые программой, и в тех опытах, где единовременно мог действовать лишь один ребёнок, старался первым исполнить, что положено, и не наблюдать затем, как это получится у остальных, а опробовать побольше всего вокруг. Я, конечно, тоже времени зря не терял, и даже кое-что из “квеста” не успел в деталях рассмотреть, а пару раз даже изрядно пошумел, отвлекая окружающих. Не могу представить, насколько глубоко же нужно затоптать своего внутреннего ребёнка, чтобы не соблазниться таким диапазоном возможностей пострелять, покрутить, покатать или хотя бы покачать не забавы ради, а тут же на табличке прочитав пояснения, какие законы природы иллюстрирует тот или иной стенд.



Первое практическое занятие с индивидуальным оборудованием: демонстрация принципов реактивной тяги на примере обычных банок и выделяющих газ таблеток.



Опыты с электричеством чуть более опасны, поэтому проводятся специально обученными сотрудниками. Можно при желании и дома повторить, изучив влияние соли на проводимость раствора - только используйте лучше батареи и лампочки для постоянного тока, а не раскуроченный торшер и обычную розетку...



Не уверен, правда, какая мощность требуется, чтобы заставить солёный огурец сверкать как ёлочная игрушка, но думаю, что автомобильного аккумулятора должно хватить. Реостат в любом случае не помешает - все овощи индивидуальны, и где один будет спокойно светиться, другой испустит зловонный дух, а то и вовсе взорвётся!



Что нужно для изготовления простейшего музыкального инструмента, имитирующего голосовые связки человека? Две палочки от мороженого, трубочка от упаковки сока и несколько резинок подходящего размера да минут пять усердия. А если аккуратности хваталкам пока не хватает, на помощь придут родители - видимо, поэтому для участников младше 10 лет требуется сопровождение.



Ещё один эксперимент с повышенным вниманием к технике безопасности: луч ручного лазера достаточно силён, чтобы заставить окрашенную полоску дымиться, поэтому глаз окружающих защищают специальные очки или полупрозрачный экран.



Рядом - барабан-прародитель кинематографа и арфа с невидимыми лучами, перекрывать которые для извлечения звуков можно как руками, так и всем телом (разве что не чрезмерно упитанным).



Тимошку из всех опробованных научных забав больше всего впечатлил “химический светофор”: колба с индикатором, в зависимости от количества окислившегося вещества меняющим цвет с зелёного до красного и оранжевого.



Последнее “рукоприкладство” на сегодня - приготовление неньютоновской жидкости в обычном тазике с водой и крахмалом.



Для тех, у кого этот термин сейчас не на слуху, поясню: вязкость этой субстанции зависит от скорости воздействия. То есть её можно аккуратно продавить или неторопливо перелить, но если ударить или ткнуть, то либо палец треснет, либо “жидкость” раскрошится.



Час пролетел незаметно, после чего нас уже совместно с ещё несколькими группами завели в один из 2 залов для просмотра научного шоу “Нитро”: газы твёрдые, жидкие, горючие и взрывающиеся. Так понимаю, ребятам постарше показывают шоу “Тесла”, продолжая тему электричества. Вообще, взрослым сопровождающим за такое удовольствие надлежит доплачивать, если по какой-то причине не хочется просто прогуляться по опустевшим музейным залам, где сейчас скопилось около 300 экспериментов (и число это регулярно растёт).



Сцену большую часть времени освещали специальными лучами, заставляющими любую жидкость ярко светиться - ну, конечно, не так же ярко, как лучина в наполнившейся кислородом колбе. Оба ведущих отлично справлялись и без микрофона, хотя дети изрядно шумели, и тех, что постарше, не раз приходилось призывать к порядку, упрекать в кровожадности и употреблении неких плохих слов (не разобрал, каких именно).



Интересно, многие ли школьники запомнят, как легко на самом деле приготовить горючую пену и изобразить из себя одного из Людей Икс - Пиро, если не ошибаюсь?



Разумеется, фраза “не пытайтесь это повторить”, прозвучала одной из первых. Но с учётом детского менталитета правильнее будет повторить, что руки предварительно нужно хорошенько смочить водой, а рабочую зоны - очистить от прочих воспламеняющихся материалов.



С магнием в этом плане гораздо проще - его ещё попробуй достань, чтобы продемонстрировать, как тушение водой может привести к увеличению масштабов возгорания. Чай, не аллюминий...



Впрочем, об аллюминии - а ведь щелочь, способная снять с фольги защитный слой окислов и позволить той же воде превратить окружающий воздух в гремучий газ, в любом крупном супермаркете продаётся...



Плавный переход от песни пламени к песни льда символизирует эта конструкция сообщающихся сосудов, а из могучего термоса по столу уже катится волна испаряющегося жидкого азота.



Присоединится ли к ошмётками расколовшегося вдребезги банана на полу рука отважного экспериментатора? Кое-кто из публики отчётливо возопил “Не надо!”, но явно оказался в меньшинстве.

Следующий опыт по сжижению бутана и поджиганию выплеснутой прямо на пол порции мне, увы, заснять не удалось - а ведь сыну, сидевшему в первом ряду, он по понятным причинам больше всего запомнился!



Напоследок - пенная вечеринка... Окей, пусть не пенная, но дыма от оставшегося в запасе сухого льда хватило всем желающим.



Песенку про айсберг в океане подрастающее поколение уже не знает, “Ну, погоди!” перед сном не смотрит. Но хорошенько надышаться “газировкой” никто не отказался.



Вернуться к экспозициям музея мы, увы, не успели - лишь на прощание полюбовались самолётиком на солнечных батареях, вывешенным для затравки прямо в фойе (там же есть и просторная раздевалка, и камеры хранения для сумок - ходить по залам сподручнее налегке). Что ж, места для сомнений нет - сюда вернёмся непременно. По крайней мере, как только кое-кто научится достаточно быстро читать, чтобы все подписи к экспериментам самостоятельно осилить.

events, мосблог, Семья

Previous post Next post
Up