Стражи Галактики 2 /
Guardians of the Galaxy Vol. 2 Три года назад воспитанник трэш-киностудии “Трома” Джеймс Ганн удивил весь мир, продемонстрировав, как команда воспитанника космических каннибалов, приёмной дочери главного вселенского злодея, лишённого чувства юмора громилы, замученного живодёрами енота и ходящего дерева, чей лексикон ограничен одной фразой из трёх слов, способна не только насмешить любителей фантастических пародий, но и взять за душу поклонников героических боевиков. Ураганные погони со стрельбой и рукопашными, трагические стечения обстоятельств, лишённые пафоса проявления самоотверженности и искрящийся триумф хитроумия - даже на фоне безупречных “Мстителей” Уидона “Стражи” оказались не только эффектны, но и убедительно эффективны.
А вот у неизбежного сиквела столь благостно принятой картины, боюсь, шансы велики преподнести сюрприз с диаметрально противоположного направления. Что ж, по крайней мере, нельзя обвинить создателей в непоследованности. Ждали фарсовую клоунаду с фейерверками? Получите супергеройский эпос о сплотившихся ради великой цели изгоев общества. Верили, что победа над превосходящими силами тьмы утвердит тех на пути истинном? Ну уж нет, продолжайте изумляться: каждый из членов “семьи” внезапно обзаведётся кровным родственником сомнительной полезности, с которым можно прикольно потрепаться часик, назло всем стереотипам выгрызенный из щедро проплаченной экшн-основы. То есть, конечно, масштабная финальная битва наличествует, да и после ростка предыстории героям далеко не сразу удаётся поболтать вдоволь, но возникает стойкое чувство, что режиссёру надоело фокусировать своё внимание на шаблонных элементах. Нужно показать схватку галактических спасателей с ужасным склизким чудищем? Вот она, пожалуйста, на заднем плане, а на ближнем лучше полюбуйтесь танцующим крошкой-симпатяшкой: как говорится, “новый Грут лучше старых двух”. Оскорблённые клиенты отправляют вслед мохнатолапым благодетелям несметные полчища истребителей? Не станем косплеить “Звёздные войны”, лучше обсудим габариты драксовских каках и сразим геймерой-ветеранов эстетикой аркадной классики и притаившимся в межзвёздных кустах роялем массового уничтожения.
Новаторский подход к повседневным задачам творца блокбастеров - безусловно, ценное качество для постановки, но серьёзному восприятию происходящего никак не способствует. Казалось бы, от зрелища заполнивших космическую пустоту тел у последнего циника в глазах защиплет, а печальный парафраз пословицы о погнавшихся за двумя (от)цами и вовсе должен на корню загубить надежду на продолжение веселья. Однако, общая атмосфера юмористического ток-шоу практически не меняется на всём протяжении, шутки летят со всех сторон и высот, не исключая и направленные ниже пояса: в русском дубляже ещё не столь откровенно, и всё ж сомнений в уместности взрослого рейтинга поубавится. Ракета и переродившийся из его телохранителя в непутёвого подопечного Грут, безусловно, вне конкуренции передают привет белочке Скрэту, но на пятки им внезапно наступает расслабившийся от свершения справедливой мести Дракс - и это основное пока оправдание для добавления к сонму персонажей робкого новичка с невнятным именем Мантис. Теоретически, она также отвечает за баланс сил в главном противостоянии, только с поставленной там сверхзадачей, наверное, ни один сценарист бы не справился: ценители правдоподобия пусть довольствуются визуальным пиршеством буквального выноса мозга.
А также тем, как качественно (пусть и на несколько кратких моментов) художники студии сумели омолодить Курта Расселла для флешбеков, и с каким энтузиазмом он сыграл хозяина Дивного Нового Мира. Его партнёр по “Танго и Кэш” тоже не зря засветился: на сюжет существенного влияния оказать не успевает, но судя по одной из пяти (!) сцен, в третьей части роль верховного Опустошителя будет значительно крупнее - хоть и не такой центральной, как здесь у Йонду. Вот уж с чьим читерским посвистом не сравнятся ни крупнокалиберные разборки травмированных отчимом Гаморы и Небулы, ни пышущая праведным гневом и блеском золота жрица суверенцев, ни даже способные наполнить все шкафы мира скелеты прошлого Эго. Жаль, мечты о сольнике для этого сурового отщепенца лишены практического смысла: сложно представить противника, способного в честном бою что-то противопоставить игле, управляемой (судя по его же неосторожному признанию) выпирающим из черепа кусочком сердца. Ронан вот, помнится, малость поспешил покинуть арену. Танос - благоразумно на неё опоздал... Что ж, любая повесть о чересчур могучих существах неизбежно должна быть либо чрезмерно скучной (пришёл-увидел-победил), либо запредельно нелогичной. Но фантазировать об умеренно могучих, согласитесь, не так весело.