Собачья жизнь /
A Dog's Purpose Сентиментальные комедии “про зверюшек” пользуются настолько стабильным спросом, что остаётся удивляться, как бестселлеры вроде “Предназначения собаки” (буквальный перевод названия) остаются неэкранизованными несколько лет. По сути, в этом жанре литературная основа и не требуется, достаточно харизматичных мохнатых исполнителей - не удивлюсь, если в скором будущем прокат нас порадует и полнометражными сборниками видеороликов из Ютуба. Но идея собачьей реинкарнации, возникшая у Брюса Кэмпбелла, оказалась настолько любопытной, что даже в мультяшном исполнении наверняка бы удалась не меньше - ещё и избежав в итоге нападок от неизвестных “доброжелателей”, сфабриковавших из записей съёмочного процесса обвинительный пасквиль. Ну, думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что ни режиссёр киноверсии знаменитой легенды о Хатико, ни актёры, известные своими пристрастиями к четвероногим коллегам, не допустили бы к тем и малейшего проявления жестокости или принуждения. Чай, не Тарковский, зверства которого подчинённые ещё при жизни осуждали - маэстро вполне мог бы послужить прообразом малолетнего поджигателя Тодда.
Должен отметить, что от привкуса жизненной трагичности, столь отчётливо заметного в книжном прообразе, команде сценаристов с супругой писателя во главе удалось почти полностью избавиться. По сути они переписали судьбы персонажей, оставив более-менее нетронутыми лишь основные вехи семьи Итана - к которой причисляется и главный герой Бэйли (он же Элли, Тино и Малыш). В романе верный пёс на протяжении всех воплощений ностальгировал о “своём мальчике”, невольно принижая тем искреннюю любовь новых хозяев. Отличный балансир для рекламной силы подобных произведений, на самом деле: возжелавшим обзавестись питомцем детишкам родители могли просто намекнуть, что тот, вероятно, будет их лишь терпеть, мечтая о встрече с первым владельцем. В новом же прочтении весомый вклад каждого последующего “подопечного” в воспитание своего благодетеля ещё заметнее подчёркнут. Да и цели жизни в виде “в горе и радости, пока смерть не разлучит” не помешала вдумчивая доработка, в том числе и благодаря делению истории овчарки на две: сводничество милашки корги не так бросается в глаза, как обернувшегося ЖЖ ньюфаундленда. В общем, если вам уже довелось ознакомиться с прототипом, не сомневайтесь - фильм не заставит скучать дословным пересказом. Как и в обратном порядке, разумеется, но тут уже стоит учесть: изначально автор был не столь благодушен к своим героям.
Единственный весомый недочёт создателей связан, как ни странно, с вступлением - хоть оно и растянулось почти на половину хронометража, роли отца и девушки Итана увеличились пропорционально, да и детским забавам отвели немало времени. Сожалеть об этом не приходится (особенно поклонникам Бритт Робертсон), но обаятельный новозеландец Кей Джей Апа в итоге банально не успевает достоверно отыграть всю глубину выпавших на его долю драматических поворотов. Конечно, финал даст выход накопившимся эмоциям, пусть ветеранам Деннису Куэйду и Пегги Липтон особо и не приходится уже стараться, и результат даже дети смогут предугадать. Но это уже как к особенностям жанра можно отнести, так и к сущности самого понятия питомца: для чего ещё нужны эти генераторы человечности, как не для тренировки душ, каменеющих в одиночестве толпы?