Виноваты корни

Jan 30, 2017 19:26

Голос монстра (2016) / A Monster Calls

Сюрпризы с подменой жанров бывают разные, и зачастую честно признаться в рекламе, какого рода зрелище она анонсирует - все равно, что заявить про детектив, что он “из тех, где убийца - лучший друг сыщика”. Но в данном случае мне, признаюсь, хотелось поначалу обвинить прокатчиков третьей полнометражной ленты Хуана Антонио Байоны в попытке нажиться на популярности антуража фэнтези в современном мире. С вполне предсказуемым, казалось бы, результатом - ну, что скажет обычный подросток, предвкушающий увлекательный аттракцион про мальчика и его необычного друга, получив вместо обещанного развлечения весьма жёсткий урок на душещипательную тему? С другой стороны, важность такого урока сложно переоценить, и учитывая общую нелюбовь школьников к чтению романов, в особенности завоевавших недетские награды, такой маркетинговый ход запросто можно причислить и к благим делам.

Тем более, что сцен со спецэффектами в этой сентиментальной драме, действительно, немало, и прорисованы они качественно (особенно проникающие всюду ветви). Вдобавок Монстр рассказывает своему подопечному притчи в форме мультфильмов, стилизованных под акварель, и за исключением развязок те вполне напоминают сказки братьев Гримм. К фэнтези, правда, это относится не больше, чем приключения Уолтера Митти - к комиксам про супергероев. Подобную комбинацию мрачной реальности и ярких фантазий уместным будет сравнить с “Мостом в Терабитию”, а видевшие “Приют” того же режиссёра могут ближе к финалу испытать схожие ощущения - ситуация в определённом смысле здесь словно вывернута наизнанку. Вообще, смею надеяться, российского зрителя, планирующего семейный поход, в кассе предупредят о недетском возрастном ограничении. Вот только герою 12 лет, как было и со всей возможной искренностью сыгравшему его Льюису МакДугаллу, и как-то странно предполагать, что сверстникам рановато ещё задумываться о кошмарах, терзающих Конора во сне и наяву.

На фоне отчаянно пытающегося сдержать шквал эмоций героя теряется не только Фелисити Джонс, вслед за Наоми Уоттс из “Невозможного” создавшая облик идеальной матери в наихудшей ситуации, но и Сигурни Уивер, достойная упоминания хотя бы за отыгрыш реакции на появление в доме Чужого, которого нельзя победить. Голосу Лайама Нисона в дубляже нашлась достойная замена с тем же умением моментально переходить от грохочущей угрозы к дружелюбному подтруниванию. А вот сам монстр, увы, как элемент сюжета оказался совершенно излишен - с тем же успехом вместо могучего тиса мог придти милый котик, Фея-крёстная или откровенно недоиспользованный Тоби Кеббел. Сценарий написал сам Питер Несс, он же и настоял на экранизации своего романа-наследия, и цельность изложения, разумеется, сохранил, при этом внеся несколько значимых изменений как ради запоминающихся визуальных моментов (разделённая сыном тяга к живописи, поторапливающая с принятием правды бездна), так и для тренировки воображения (намёк на оживившую дерево сущность даётся не при знакомстве, а в необязательном эпилоге). Увы, в результате причины школьного конфликта оказались сильно упрощены, обесценивая его как иллюстрацию реакцию общества на внутрисемейную проблему. Да и обсуждение сказок мало проясняет, какое они имеют отношение к происходящему - интрига сохраняется до самого финала. Но глубину и универсальность последовавших выводов создателям удалось передать в полной мере. Конечно, идея несовершенства нашего мира далека от новизны, однако ещё один пример, как можно смириться с неспособностью повлиять на ситуацию, изменив отношение к ней, лишним не будет. Целебный эффект картины налицо, хотя мне кажется, что как профилактическая мера она скорее излишня - и остаётся лишь надеяться, что проверить это на практике не доведётся.

m, г

Previous post Next post
Up