Одиссея /
L'odyssée Уместить полжизни знаменитого коммандора Кусто в два часа - задача не из лёгких, слишком уж та была насыщенна и плодотворна. Тем удивительнее, что у автора экшн-дилогии о Ларго Винче и нескольких триллеров получилась не основанная на реальных событиях надрывная производственная драма, а размеренный байопик, всесторонне освещающий взаимоотношения одиозного исследователя океанов с родными и коллегами без излишнего внимания к деталям. Рассказывая о успехах Жак-Ива, равно как и о его промахах, Жером Салль не заостряет внимания на последних, и добрые две трети фильма создают впечатление типичной истории успеха. Мы наблюдаем за первыми шагами будущего патриарха теледокументалистики, полными энтузиазма и светлой ностальгии: испытания усовершенствованного акваланга, по-семейному дружный ремонт яхты “Калипсо”, дебютная экспедиция и сплошная череда открытий, отмеченный ведущими кинофестивалями творческий триумф... Ламбер Вильсон, сменяя мечтательную улыбку гримасами непреклонности и виноватой отстранённости, убедительно выдает одержимость своего персонажа славой первооткрывателя - бесспорно, заслуженной, но омрачённой отчуждением младшего сына и горькой участью супруги, чью молчаливую верность современный Одиссей оплатил изменой. Увы, Одри Тоту на сей раз досталась лишь скромная роль соперницы, проигравшей в неравном состязании с чарующим величием природы, но именно её терзания вызывают больше всего сочувствия - хотя закончится это повествование на трагической ноте по совсем иному поводу.
Проблемы Кусто в личной жизни перемежаются с финансовыми неурядицами, вынуждая переключиться с масштабных научно-технических проектов на популяризацию вопросов экологии (тот факт, что первую экспедицию ему помогла организовать нефтедобывающая компания за изыскания в области шельфовых разработок, тоже не замалчивается, но и повторно не упоминается). Режиссёр не побоялся принизить достижения героя и получить лавры как создатель первого художественного фильма, снятого на побережье Антарктиды, испытав свою команду в полевых условиях настоящего заполярья и дополнив несколько потрясающих подводных сцен играми с забавными пингвинами. По его заверениям спецэффекты использовались лишь для воссоздания ныне не существующей реальности, и любой, кто когда-нибудь пытался хотя бы сфотографировать диких животных в их среде обитания, может предположить, сколько времени ушло на организацию заплывов с акулами или близкого контакта с китом. И всё ж не берусь советовать эту картину любителям кинопутешествий и прочей экзотики - стремясь показать причины, побудившие некогда заботливого отца и мужа променять тепло человеческого общения на освещение безмолвных глубин, Салль не пытается увлечь ими ещё и зрителя. С этим вполне справятся и телевыпуски “Одиссеи”, если после такого знакомства с закулисьем производства возникнет желание их пересматривать.