Глубоководный горизонт /
Deepwater Horizon Удивительно, как так получилось, что о крупнейшей экологической катастрофе века за 6 лет так и не сняли ни одного документального фильма. После почти пятилетней подготовки Голливуд в лице режиссёра Питера Берга и воплощения рабоче-крестьянского духа Америки Марка Уолберга, уже поработавших вместе над “Уцелевшим”, разродился полнометражной картиной. Пожалуй, её прокату стоит всячески способствовать уже за одно лишь куцее напоминание в титрах, что с тех пор так ни один сотрудник нефтяных корпораций и не был осужден, хотя компания потеряла десятки миллиардов на ликвидацию последствий и выплаты пострадавшим. Но по неразглашаемым причинам кинематографисты предпочли оставить за кадром последствия аварии, словно ограничившись возведением “памятника нерукотворного” её непосредственным жертвам. Тоже, безусловно, благородная цель, но вызывает вопрос: только ли потому её выбрали, что она ближе к наиболее стереотипной для жанра схеме?
Почти час вводных начинается с малосущественных для истории данных - о семье, о понимающей важность работы по “укрощению ископаемых монстров” дочке, о дорогостоящем хобби. На рабочем месте всё это с ходу сменяется повседневными хлопотами нефтяников: “люди маленькие” возмущаются принятыми наверху решениями и пытаются встать в позу. Степень достоверности, полагаю, высока, вот только опасность происходящего на далёком морском дне и где-то в скважине поясняется разве что тревожной музыкой. А главное - после всех этих технических разговоров без разжёвывания для непосвящённых (реализм ведь, за подробностями - в гугл) остаётся непонятно, кто в чём виноват, и кому что нужно было делать по результатам последнего теста. Может, просто глубоководную телекамеру с освещением у колодца забыли установить?
Затем, конечно, гром грянет в полную силу, и снято это безупречно: сбивающие с ног струи вырвавшейся на волю стихии, огненные шквалы взрывов, летающие как щепки металлоконструкции - то, что в этой мешанине хоть кто-то уцелел, можно было окрестить “Чудом в заливе”. Страдания посечённых осколками и придавленных плитами персонажей вполне оправдывают возрастное ограничение (особенно вышвырнутый из душа Курт Расселл), а на фоне общей паники героические усилия по спасению коллег вызывают сочувствие, невзирая на флаг-мотиватор. Убеждённых защитников природы, несомненно, возмутит образ искупавшегося в нефти пеликана как дополнительная помеха участникам. Но это, право, мелочь в сравнении с тем, что, перечисляя имена погибших 11 сотрудников, авторы почти не упоминают объём усилий по очистке нефтяных пятен и газовых шлейфов. Не говоря уже о том, что и среди людей были ещё жертвы. Что ж, это уже другая история, для которой пока не придумали героической обёртки.