Экипаж
Продолжая заголовок - бабы, неба и судьбы в различных сочетаниях не хватало героям вышедшего аж 37 лет назад “Экипажа”, и слепленный на угоду цензорам сценарий не только всё это в итоге им предоставил, но и на редкость удачным образом объединил несочетавшиеся ранее жанры, надолго установив рекорд популярности в отечественном прокате. Причем некоторые критики всерьёз считают, что даже Кэмерон в своём “Титанике” вдохновлялся советским сплавом детально выписанных семейных драм и масштабного полотнища буйств природы, справиться с которыми мужская отвага смогла лишь при поддержке женской заботливости. Странно, что при нынешней любви к ремейкам и сиквелам новый запрос на три заветных мечты пилота реализовался лишь сейчас, когда режиссёр “Легенды 17” завоевал доверие и поддержку для реализации детских фантазий, навеянных блокбастером Александра Митты.
Причём, отталкиваясь от неприятия современным зрителем посягательств на тотемы киноностальгии, Николай Лебедев с единомышленниками сотворил эпос, лишь формой напоминающий прототип, и одним ярким камео намекающий на преемственность сюжета. Бодрый мелодраматический сериал с ненавязчиво отчётливыми комедийными нотками полностью соответствует духу эпохи и заметно быстрее превращается в захватывающий фильм-катастрофу с подчёркнуто “завиральными” идеями противостояния череде неудач, которую даже на авиасимуляторе сочли бы стопроцентно непреодолимой. Но чётко выверенных мазков, пусть и без претензий на достоверность характеров и взаимоотношений, авторам вполне хватает, чтобы создать главное: симпатичных абсолютному большинству зрителей персонажей, которым хочется сопереживать, а не выискивать отличия от встречающихся в повседневности. А размах декораций и качество спецэффектов, полностью оправдывая просмотр на экране IMAX (3D - опционально), способны вызвать гордость за нашу развивающуюся киноиндустрию: полное ощущение присутствия в кабине пилота и по соседству с огнедышащей горой позволят задуматься о растянутости физической модели лишь на финальных титрах.
История однозначно фокусируется на молодом да дерзком пилоте Алексее Гущине в привычном уже исполнении Данилы Козловского. Неисправимый идеалист, он постоянно испытывает терпение окружающих (реализуя тем самым помыслы сверстников из целевой аудитории, привыкших жаждать справедливости молча), в том числе сурового командира корабля Зинченко (Владимир Машков). Тот, правда, также регулярно проявляет даже большую наивность в общении с сыном-качком, да и у самого Алексея есть многоуважаемый отец, неспособный примирить отпрыска с социальными и политическими условностями. Елена Яковлева призвана смягчить конфликт поколений, а вот героиня Агне Грудите, напротив, подчеркивает вопиющую оторванность избранника от реальности, да ещё слегка приподнимает гендерный вопрос - жаль, сей плач о нелёгкой доле женщины-пилота не услышали прежде всего сами авторы, словно забыв в ночной суматохе об её неоднократно упомянутой ранее квалификации. А ведь актрису специально за пределами российской кинотусовки искали, чтобы на Данилу смотрела без излишней влюблённости, да ещё нарочито неидеальный внешний вид ей оставили - уверен, это не оплошность гримёров, а именно продуманная попытка создать необычный женский образ. В противовес Александре стюард Андрей тщётно добивается признания по ту сторону двери кабины, но, разумеется, достигает успеха, лишь утвердившись как мачо-спасатель. Впрочем, такое потакание стереотипам, опять же, во время сеанса не раздражало вовсе, да и на стойком желании посмотреть фильм повторно у меня лично никак не сказалось.
Добавлю ещё, что половина персонажей оригинальной картины вызывала у меня нездоровое желание телепортировать их на одолеваемые грязевыми и пылающими потоками склоны Бидри. Здесь же что семейное окружение героев, что сослуживцы, что пассажиры - сплошь положительны до умиления. Ну, хорошо, есть парочка исключений, но настолько карикатурных, что скорее усмешку вызывают, чем ненависть. Поэтому, хоть донкихотство Гущина и обидчивость Зинченко и обеспечивают сплошной приток специй рутине гражданской авиации, атмосфера увлекательного аттракциона сохраняется светлой практически на всём протяжении. Привкус настоящей трагедии при желании можно ощутить, и он тоже связан с маленьким мальчиком, но не выпирает так, и при желании вовсе легко игнорируется - мир, мол, не без добрых людей. Так что неожиданно мягкий возрастной рейтинг новинке достался не по недосмотру, и уже как следствие этого литовская красавица лишилась полноценной постельной сцены, вопреки фамилии и в отличие от своей неявной предшественницы Александры Яковлевой - кстати, здесь не просто засветившейся, а намекнувшей на принадлежность фильмов одной киновселенной. Той самой, в которой приходится пройти через огненные реки, воздушные океаны и внутренности истерзанной металлической трубы, чтобы услышать: “Отлетался! Ну, и молодец - пусть теперь другие попробуют”...