Бегство с планеты приматов
Европейский фильм, не от Бессона - думаю, никто и не ждал всерьез зрелищной круговерти а-ля “Я, робот” или хотя бы “Бегущего по лезвию”? Трейлер, правда, пытается привлечь именно той небольшой порцией экшна, что испанский режиссер-сценарист смог внедрить в свой увядающий синхронно с главным героем сценарий - но это, если позволите, “превосходственный” экшн. В том смысле, что, как и в недавней картине с Деппом, визуальные примочки и трюки используются словно по необходимости, чтобы не дай Бог не отвлечь зрителя от переживаний за не то изгоев человеческой цивилизации, не то угрозу самому ее существованию. Сатирический тон на вступительных титрах - еще одна обманка, в дальнейшем ни одной шутке места не найдется, разве что несвоевременному остроумию со скоропостижными последствиями. “Позабыты хлопоты, вкалывают роботы” - оказывается, не утопия, а жест отчаяния на грани полного вымирания.
Вот что действительно удалось Габе Ибаньесу, набившему руку в 90-х на анимации спецэффектов, так это целостность атмосферы постапокалиптического мира. Продуманностью тот, правда, не отличается - в кои-то веки коллапс произошел не по воле людей или пришельцев, а от ярости звезды по имени Солнце, но ключевую роль в сценарии сыграют и радиоактивные захоронения, и деление жалкой горстки выживших на все тех же бездушных воротил в костюмах и бесправных бомжей из гетто. Зато роботы анимированы и озвучены гораздо тщательнее, чем актеры-люди, словно снимающиеся в видеофильме эпохи 90-х. А дождливые городские джунгли с призраками рекламных голограм и гигантские стены с уродливыми дирижаблями на привязи дают прочувстствовать, что не весь бюджет ушел на гонорары Бандерасу и его бывшей супруге (Гриффитс уже не вишенка, но все ж способна спровоцировать приступ ностальгии). Хоть и, очевидно, значительная его часть - после недолгой завязки, в которой наглядно поясняется выбор российского названия (оригинальное “Робот” показалось прокатчикам чересчур банальным, видимо?) и суть проводимого героем расследования, действие стремительно переносится в ощутимо знойную пустыню с минималистичными декорациями. Может даже возникнуть внезапная ассоциация с Плюком - уверен, непредумышленная, и пацаки-ковыляки здесь не склоняются покорно перед жестокими йацилопами, а чуть ли не по-цезаревски вещают об угасании людской расы и заре новой эры, но вызывают примерно ту же смесь пронзительной жалости и раздражения своей бездеятельностью.
Усердно нагнетая атмосферу скрипичными проигрышами, создатели, увы, досадно ограничили полет своей фантазии, и прежде всего - в зримых мотивах поступков как преследуемой “нежити”, так и стражей “священных протоколов”. Явный закос под Уиллиса (конечно, кто ж еще после “Суррогатов” запомнился как борец с непослушными андроидами?) заставляет ожидать от бандерасовского Вокана суровых и решительных действий, но масштаб происходящего оказывается так мал, что все действующие лица фактически танцуют на месте, входя в кадр на требуемом шаге и тут же отступая за границу в ожидании своей очереди. Возбуждение это может вызвать лишь у самых наивных андроидов (или их упившихся от безысходности пленников). Конечно, для воспитанных на трех законах робототехники прыжок “таракашки”, изменивший расклад сил в развязке, будет иметь несколько иное значение, нежели для современных “робовладельцев”. Но, пожалуй, всем, кто не располагает вечной атомной батарейкой, открытость финала покажется избыточной. Вряд ли ведь у этой мечты об “электрической овце” предполагалось продолжение?