Помнящие о смерти
Какое, на ваш взгляд, главное преимущество красочных миров видеоигр перед миром реальным? Что бы больше всего хотелось заполучить и использовать в повседневности? Быструю реакцию и выполняющиеся на автомате боевые приемы? Или способность заработать на самый лучший апгрейд любимого снаряжения? А может, просто четкие правила взаимодействий с врагами и союзниками, позволяющие любой вероятный результат предусмотреть для выигрышной стратегии? Как человек, проведший молодые годы с джойстиком в руках, подытожу: все это лишь побочные эффекты возможности “сейвиться” - сохранять свой прогресс, чтобы в случае неудачи в будущем продолжить самосовершенствование. Именно точки записи в любой самой сложной игре являются залогом того, что даже полный неуч при должном терпении наберется опыта и преодолеет все преграды: натренирует рефлексы и последовательности атак и защит, опробует все доступное оборудование и выберет лучшее, найдет все лазейки в правилах и поставит их себе на службу... Опыт - самый ценный дар жизни, и мне кажется, что своим успехом знаменитый “День сурка”, помимо великолепных актеров и обилия комичных ситуаций, обязан еще и светлой зависти, открывающей простор для фантазий на тему, как бы здорово было попасть в такую петлю времени и за один (для окружающих) день освоить все, чему хотелось бы научиться, да всегда было жалко времени. Иностранные языки. Инструменты, музыкальные и не очень. Вкусы близких людей. Различные способы смерти...
А почему нет - наверняка есть масса вариантов покончить с собой, испытав ни с чем не сравнимые ощущения, и отнестись к этому как к развлечению, зная, что очнешься там же, где и в предыдущую сотню раз. Если, конечно, причину и время гибели выбираешь сам. А если, как менее везучие однополчане рядового Райана, лишь начинаешь, опять и опять, безнадежную атаку на захваченный жестоким врагом берег, то отношение к предсмертным мукам будет совсем иное. Впрочем, в отличие от японского романа, легшего в основу этого фантастического боевика, здесь акцент на нескончаемости ада для главного героя не ставится. Лишь первые несколько попыток на пару с главным героем можно воспринимать как безжалостную мясорубку, стремительно перемалывающую новую порцию плоти в хрупкой консервной банке экзоскелета. Круз просто великолепен, безупречно отыгрывая бури эмоций, постигающие хитрозадую “штабную крысу” по пути из тыловых кабинетов на передовую. Конечно, со временем бои становятся все масштабнее, и актер входит в обычный свой образ супермена-и-нашей-последней-надежды. Но трансформация эта растягивается на большую часть фильма, и несмотря на подчеркнуто повторяющиеся сцены, изобретательное развитие сюжета со множеством забавных пикировок всезнайки и впервые его встретивших собратьев по оружию - в числе которых и едко-ироничный Билл Пакстон, и изгибающаяся с грацией львицы Эмили Блант - не даст заскучать как любителям вдумчивых военных триллеров, так и пришедшим поглазеть на зрелищные битвы с очередным выводков ужасных пришельцев.
Даже удивительно, что столь всесторонне развитый сценарий удалось написать троице, до этого и близко к жанру научной фантастики не притрагивавшейся. Безупречным его все ж не назовешь, но весьма значительные огрехи, в ином фильме явно помешавшие бы серьезно относиться к происходящему, здесь мне удалось припомнить лишь выясняя, почему не все остались в полном восторге от увиденного. Например, здоровенный меч из вертолетной лопасти в нежной лапке Цельнометаллической Суки выглядит чересчур по-анимешному, и важность его не поясняется - а ведь в книге Кейджи неспроста себе такой же добывал. Да и финал будто от какого-то другого летнего блокбастера отрезали (его, кстати, дописывали, когда картину уже запустили в производство). Но если кому захочется более логичной модели вселенной с тахионной передачей воспоминаний в прошлое и трагической развязкой чересчур неравного противостояния - поищите книгу, в сети она даже с переводом на русский лежит. Я же, признаюсь, настолько прикипел душой к этой парочке “двухдневных богов” (что бы там не говорили о недостатке “химии” - заигрывания Кейджа как раз с юмором поданы, но возлюбить он Риту в итоге мог и не как мужчина, а как старший родственник), что вопиющий откат на угоду среднестатистической аудитории воспринял с благодарностью. В конце концов, пусть его и невозможно внятно объяснить в свете ранее изложенных теорий, даже с учетом библейских намеков - зато остается неплохой задел для сиквела! Уж в такую-то реку не грех и дважды войти.