Nov 16, 2012 00:39
Полет со дна бутылки
Возвращение Роберта Земекиса к игровому кино надолго отпугнет многих впечатлительных пассажиров от перелетов одной из самых впечатляющих сцен авиакатастроф в истории. Ощущение присутствия в кабине и салоне обреченного лайнера создается полное, и без всяких там 3D-наворотов. Вот только, как и в советском блокбастере конца 70-х, битва с природой и взбунтовавшейся техникой занимает лишь малый процент хронометража. В центре истории - сражение летчика-виртуоза сперва, казалось бы, с бездушной правоохранительной системой, а на деле... С самим собой, разумеется - ибо что еще по статистике причиняет абсолютное большинство проблем, от семейных неурядиц до смертей и увечий, как не добровольное лишение людей разума в наркотическом опьянении?
И именно наивное несогласие с этим фактом, уверен, будет основной причиной недовольства зрителей - по крайней мере, российских. Ибо прославленный режиссер поднимает вопрос отнюдь не как "Может ли алкоголик стать героем?" - по воле случая то и дело происходят самые невероятные события, и сценаристы как раз такими свою фантазию подпитывают. А вот может ли герой (да, хоть бы и просто уважаемый человек) быть алкоголиком - и публично признаться в этом? Открыть глаза на свою тайную сущность пожелают далеко не все лжецы под маской успешных творцов, руководителей, торговцев... Конечно, им-то и не надо - так далеко, на первый взгляд, создатели картины не замахиваются. Речь ведь идет лишь о пилоте, которому сотни людей вверяют свои жизни и вправе требовать максимальных мер безопасности. Но то, как в процессе сбора доказательств невиновности новые друзья и старые недруги Уипа постепенно утверждают его к мысли, что даже управление собой ему больше неподвластно, неизбежно заставит задуматься. О самом любимом и дорогом, о цели жизни, с которой и в горе и в радости, пока смерть не разлучит...
Как и полагается спасителю без малого сотни душ, персонаж Дензела Вашингтона (по чьей-то забавной прихоти именуемый Уитакером - ладно хоть не Форестом) внешне мало напоминает других жертв экранного пьянства - Микки Рурка там или Николаса Кейджа. Вежлив, спокоен, даже не подрался ни с кем ни разу... В общем, почти до самого финала создается впечатление, что выбор, в себя лить из бутылки, или в раковину, остается за ним. Что ж, тем эффектнее будут колоть осколки иллюзии, и тем понятнее решение, принятое в ключевой момент допроса - каким бы нелогичным все происходящее не выглядело. Есть немалый риск, конечно, что чумовой целитель (Джон Гудман - вторая после "подъема переворотом" фишка фильма) и бывшая наркоманка (Келли Рейлли, явившаяся словно напрямую с "Райского озера") подскажут усомнившимся бухарикам, что нюхать и колоться безопаснее, чем пить. Что ж... Некоторые проблемы общества можно решить лишь сведением их к уже признанным и решаемым.
f,
э