Почитываю периодически книжки из серии S.T.A.L.K.E.R. Ничего особо умного там нет, зато как развлекательная литература они идут просто на ура. Да и атмосфера мне нравится. В общем, книжки типа "прочитал и забыл". Но вот попалась одна, которая меня впечатлила. Сама по себе она вполне заурядна даже среди своей серии. Если бы не одна побочная сюжетная линия.
Основной сюжет:
Могильник - дикие непроходимые земли, из глубин которых поднимается аномальная энергия старых захоронений. Это самый странный и опасный район Зоны. Здесь водятся существа, которых нет больше нигде, здесь происходят вещи, способные напугать даже бывалого сталкера.
В центре Могильника находится Крепость, таинственный объект, из-за которого столкнулись интересы двух сильнейших группировок Зоны. «Долг» пытается как можно быстрее доставить туда ценный груз, а «Свобода» хочет во что бы то ни стало помешать этому. «Долг» нанимает Лесника - лучшего охотника на мутантов, «Свобода» обращается за помощью к Цыгану - опасному наемнику-убийце.
Теперь эти двое стремятся уничтожить друг друга. А Могильник стремится уничтожить их.
Ценный груз, который должен доставить Лесник, это девочка-подросток. Первая половина книги об их приключениях по дороге к Крепости. Ничего путного.
А нужна девчонка долговцам для того, чтобы проникнуть в эту самую Крепость и добраться до некоего скрытого там оборудования. К слову, Крепость - брошенная в результате катастрофы сверхсекретная научная лаборатория. И по имеющейся информации, заправляет там некий Хозяин Крепости, который уничтожает всех чужаков. Всех, кроме вышеупомянутой девочки. С ней одной он, можно сказать, дружил, пока всех детей не вывезли за пределы Могильника и Зоны. Естественно, кто он такой, она не знает, для неё он добрый невидимка, который с ней разговаривал и заботился. Вот и должна она теперь, по задумке Долга, уговорить Хозяина пропустить их в Крепость и указать, где находится искомое оборудование. И вот, проникают они в Крепость, девочка действительно договаривается с Хозяином, и отряд добирается до нужного места. Вот тут-то, собственно, и начинается сюжетная линия, о которой я говорил. Точнее, это история второстепенного персонажа. Хозяина Крепости.
Он - это разум Крепости. Управляющий электроникой, оружием, роботами, всем обеспечением здания, видящий через сенсоры и видеокамеры, общающийся через динамики и компьютерные интерфейсы. И однажды, после того, как лаборатория была брошена, он познакомился с маленькой девочкой из ближайшей деревни, которая пробралась внутрь. Какое-то время они дружили, он всячески оберегал и заботился о ней при помощи доступных ему средств. А потом она пропала (мы-то знаем, что её вывезли из Зоны) на семь лет. И все семь лет он ждал. Для него она была единственным другом и вообще единственным живым существом, с которым он общался. И для неё он был единственным другом, всемогущим защитником, тем, о ком она думала все годы разлуки. Естественно, девочка обрадовалась, когда выяснилось, что ей представится шанс наконец увидеть его лично (дело в том, что тот самый прибор, который искали долговцы, оказался там же, где и Борг - Хозяин Крепости).
И вот, проходит отряд в святая святых Крепости и видят стеклянный саркофаг, обвешанный оборудованием, системами жизнеобеспечения и подключённый к компьютерному интерфейсу. А в саркофаге полувыпотрошенный человек с искусственными органами и проводами в голове.
Как выяснилось, он был вольным исследователем Зоны. Однажды он пробрался в Крепость и был убит охраной. Но умереть окончательно ему не дали. Использовали в эксперименте, сделав киборгом и управляющим мозгом Крепости. При этом в мозг ему прошили некие программы, не позволявшие ослушаться своих создателей. И она стал центральным компьютером, участвовал в экспериментах, помогал исследованиям. В конце концов это даже начало ему нравиться. А потом произошла какая-то авария. То ли подопытные монстры вырвались на свободу, то ли ещё что. Но комплекс опустел. Борг остался наедине с электроникой. И единственное, что спасло его от полной потери человечности и обращения в машину - встреча с маленькой девочкой.
Оказалось, что и искомым прибором тоже является он. Точнее, его мозг служит усилителем для пси-излучения прибора. Но при включении прибора на полную мощность (а долговцам нужно было именно это) его мозг не выдержит и умрёт.
Далее по сюжету начинается драка, потому что в отряде оказываются противники использования прибора. В том числе один хочет убить Борга, чтобы прибор вообще никогда нельзя было включить. Параллельно происходит разговор Борга с девочкой. Он призывает её остаться с ним, он снова будет защищать её и заботиться. Она же противится, отвечает, что не сможет жить в этом страшном подземельи и предлагает поднять Борга наверх, дескать там найдёт способ, как его вылечить. Он, естественно, говорит, что это невозможно и в итоге останавливается на третьем варианте: пусть люди скорее уходят на поверхность, а он запустит систему самоуничтожения комплекса. Что он и сделал - запустил программу затопления.
В это время в процессе продолжающейся драки саркофаг Борга разбивают, и он умирает, говоря напоследок, что так для него даже лучше.
Главгерои, естественно, счастливо спасаются.
Вот, собственно, что меня и поразило. Представьте: он много лет один в заброшенном комплексе без возможности уйти. Комплекс пуст, не считая расплодившихся злобных мутантов. Всё постепенно разрушается.
С одной стороны он - могучий Хозяин Крепости. У него в подчинении огромный комплекс, набитый оружием, мощными компьютерами и роботами. С другой - он жалкий калека, живущий только за счёт машин и намертво привязанный к этому месту, неспособный даже спасти себя в случае опасности. Постепенно теряющий всё человеческое и сливающийся с машиной. И последним проблеском человечности много лет цепляющийся за дружбу с маленькой девочкой.
В общем, сильный персонаж, по-моему.
Цитаты:
Настька подняла голову, оглядывая стены и потолок, выискивая камеры и микрофоны.
- Борг, я хочу у тебя спросить, - сказала она. - Ты меня видишь?
- Да, - откликнулся Борг.
- А я тебя нет, - девушка вгляделась в маленькую камеру слежения под потолком. - Почему ты никогда мне не показывался? Я хочу тебя увидеть!
- Это невозможно, - прошептал Борг. - Не надо. Ты… тебе будет плохо.
- Нет, правда нет! - горячо откликнулась она. - Не будет! Как бы ты ни выглядел - это не важно, я хочу…
Борг помолчал.
- Ты изменилась, - произнес он наконец. - Раньше ты не думала об этом.
- Конечно, я же выросла! - ответила Настька, засмеявшись. - Мне уже четырнадцать лет.
- Четырнадцать, - повторил он. - Я ждал тебя семь лет…
- Так я смогу увидеть тебя?
- Ты даже не знаешь, кто я, - едва слышно произнес голос.
* * *
- Борг! - Настька бросилась к нему.
Бритый череп мужчины в саркофаге усеивали поблескивающие крепления электродов. На лбу и за ушами, на висках, на темени…
У него не было левой руки. И левой части торса. В отверстии на груди билось искусственное сердце - клубок ребристых шлангов и гармошки-насосы - от которого в глубь саркофага отходила прозрачная трубка. По ней толчками бежала алая жидкость. Такие же трубки тянулись от локтевых вен.
- Почему ты такой? - прошептала Настька.
Борг молчал. Вместо одного глаза было гнездо, от него спиралью шел оптический кабель, но второй, целый, тусклый и полный затаенной боли, не моргая, глядел на девушку сквозь прозрачный гель, наполнявший саркофаг.
[...]
- Как тебя угораздило, приятель? Ты сталкер?
Губы человека зашевелились, из динамика в верхней части саркофага полился голос:
- Я был сталкером. Или, вернее, исследователем Зоны. Артефакты я собирал только для того, чтобы как-то финансировать свои экспедиции. Нашел эту лабораторию, начал спускаться. Другим путем, не тем, каким пришли вы, через сеть катакомб, к которым комплекс примыкает на севере. Это было давно, комплекс еще действовал. И охрана подстрелила меня. Потом ученые вернули к жизни, засунули в эту машину. Они как раз проводили эксперимент… Подключили мою нервную систему к системам комплекса. Охранным, коммуникационным, вывели на меня контуры схем жизнеобеспечения…
- И ты помогал им? - удивился Цыган.
- Глава проекта велел системщикам прошить в мой мозг утилиты, принуждавшие меня к этому. В конце концов я привык. А потом стало даже интересно. Я стал больше чем человек. Не я был приставкой к комплексу, это он был продолжением меня. К тому же я помогал в опытах, был важной частью экспериментов. Как только к нему подключили живой мозг, дело пошло лучше, - из динамика донесся слабый смешок. - До этого у мозголомов ничего не получалось.
* * *
Настька прижала ладонь к ране, закусив губу, поковыляла к саркофагу, но не дошла - упала в метре от него. Зарыдав, поползла, ухватилась за одну из штанг-подпорок, приподнялась, прижалась к стеклянной стенке. Нога пульсировала болью, из-под пальцев сочилась кровь.
- Настя, - произнес голос из динамика на пульте. Она повернула голову - лицо Борга было совсем рядом. Страшное, изуродованное… Лицо единственного друга, который был в ее короткой, полной несчастий жизни.
- Тебе больно?
- Да. - Она не знала, что сказать еще. - Да. Но тебе там… наверное, тебе еще больнее?
Сзади донесся звук удара, что-то промычал Лесник, застучали подошвы по железу. Она не оборачивалась.
- Оставайся со мной, - прошептал Борг. До сих пор он не шевелился, лишь зрачок двигался, а сейчас единственная рука приподнялась, и пальцы коснулись толстого стекла, будто хотели погладить приникшее с другой стороны лицо. - Не уходи опять, останься. Тогда ты исчезла, и я был один, очень долго. Останься в этот раз. Я покажу тебе другие уровни. Тут много этажей, много интересного. Коридоры, естественные ходы, как паутина, на километры вокруг, там живут странные существа, но ты будешь в безопасности, я защищу тебя. В моем распоряжении еще много роботов. Целый мир, Настя, под Зоной - целый мир. Геотермальная станция будет снабжать энергией, в кладовых продукты… Не уходи. Наверху тебе плохо. Здесь я буду беречь тебя, защищать, как раньше.
Она слушала его - и плакала, вытирала слезы, а они текли опять, падали на саркофаг. Они глядели друг на друга сквозь стекло. Она покинула Могильник много лет назад, и все же до сих пор Борг оставался для Насти самым близким существом на свете - он был ближе к ней, чем воздух в ее груди, ближе, чем кровь в ее сердце. Но они не могли коснуться друг друга. Борг что-то еще шептал, просил ее остаться, она не слушала и тоже шептала:
- Я не могу, не могу. Там солнце, я люблю его, ветер, дождь… Там животные, звери, люди. Ты знаешь, я на ветеринара хочу учиться, буду лечить зверей. И собак, и кошек, а может, и мутантов, они тоже живые. Я люблю живое, Борг, а здесь все такое мертвое…
Вдруг новая мысль пришла ей в голову, и Настя перестала плакать. Впившись взглядом в бледное лицо за стеклом, она горячо зашептала, позабыв про боль в ноге:
- Пойдем со мной, Борг! Зачем тебе здесь? Пойдем наверх! К людям, понимаешь? Я не хочу здесь, не могу… А там тебя вылечат!
Борг смотрел на нее, и Настя затаила дыхание, ожидая ответа.
Почитать книгу можно тут:
http://lib.rus.ec/b/143358/read