Право на лень

Oct 06, 2013 11:42




В ночь с 25 на 26 ноября 1911 года Поль и Лаура Лафарг покончили жизнь самоубийством, посчитав, что настало время уйти, чтобы не стать обузой для ближних. Поль Лафарг стал известен своим памфлетом «Право на лень», Лаура же была дочерью и переводчицей Карла Маркса. Они, на свой лад, не захотели ни у кого красть самое драгоценное благо для каждого существа, способного чувствовать и думать: время.


Борьба Поля Лафарга за сокращение продолжительности рабочего времени идет от суждения, которое он сформулирует в последний день жизни: каждый имеет право свободно распоряжаться временем, а не быть его рабом. Заставив рабочих, с помощью церкви, поверить, что жизнь есть работа, капиталисты проводят время, воруя его у трудящихся. А трудящиеся должны требовать не права на труд - это мазохистская ошибка, считает Поль Лафарг, - но права на лень. Потому что наиболее несправедливо распределяется возможность тратить свое время на то, чтобы не работать: собственники могут посвящать его чему угодно, пока рабочие вкалывают, обслуживая станки. Именно «любовь к труду» принесла самые большие несчастья тем, у кого ничего нет. Они стали полностью зависеть от работы, которая портит ум и здоровье, которая убивает «все лучшие способности», писал Поль Лафарг в 1880 году. Конечная цель социализма, считает он, состоит в том, чтобы распределять работу и лень без различия социального положения. Каждый должен распоряжаться своим временем согласно своим потребностям.

За сто лет оплачиваемые отпуска, восьмичасовой рабочий день, сорока-, затем тридцатипятичасовая рабочая неделя, пенсия с 60 лет вдвое сократили продолжительность рабочего времени. Несмотря на это, сейчас происходит некий перелом: время, которое мы посвящаем работе, растягивается в результате реформ и уплотняется в процессе преобразований. В то время как социальный прогресс был направлен именно на то, чтобы сократить продолжительность рабочего времени и способствовать самостоятельности трудящихся, теперь они должны больше времени посвящать работе, погрузившись в нее с головой. Прощай, лень.

В эпоху, когда рынки торжествуют над демократией, греков сочли лентяями, обвинив в том, что они пировали, в то время как остальные работали. Это трагедия истории для страны, в которой родились философия и демократия, в которой быть свободным во времена Платона означало не работать, но посвящать себя делам государства, искусству и размышлениям. Эта античная мудрость вдохновляла Поля Лафарга, по мнению которого станки вновь вернут все на свои места, когда они станут служить трудящимся: будет достаточно трехчасового рабочего дня, чтобы удовлетворить их материальные потребности. Как только они избавятся от «трудовой зависимости», они смогут потратить время на самообновление, физическое и интеллектуальное. Тогда, при этом «ленивом» режиме, «на то, чтобы убить время, которое убивает нас секунда за секундой, всегда и постоянно будут спектакли и театральные представления».

Согласиться сегодня с мыслью о том, что завтра мы должны будем работать больше, значит согласиться стать более грамотными и более выносливыми рабами. «Религия труда», как говорит Поль Лафарг, не встречает большого сопротивления своему влиянию; у нее все больше адептов в мире, где царит невротическое оживление рынков. Философия и демократия сметены, настало время экономики. Время - деньги, и теперь барыши исчисляются наносекундами, и даже пикосекундами.

В 1891-м году Оскар Уайлд писал в эссе «Душа человека при социализме»: «Сегодня пишут очень много глупостей о достоинстве физического труда. В физическом труде не обязательно есть что-то достойное… С умственной и моральной точки зрения, человеку позорно делать что-то, что не доставляет ему удовольствия, а многие формы труда как раз являются совершенно безрадостными занятиями».

интересности

Previous post Next post
Up