Сегодня кто-то в ленте поздравляет друзей с красным днем календаря, кто-то, напротив, пишет об этом дне как о самом черном.
А я задаюсь вопросом, насколько в нашем взгляде на такие исторические события, как Октябрьский переворот/Революция, имеет значение объективная оценка оных событий, а насколько - их проекция на современность.
Конечно же, все мы обалдеть какие крутые историки, знаем (и с каждым годом больше и глубже, да-да-да) все обо всем, но смотрим-то мы из текущего момента. А красота, как известно, в глазах смотрящего, и фигушки мы будем объективными, особенно в эпоху победившего постмодерна.
Что такое Революция 1917 года, видимая из 2013 года? Пример для борцов с нынешним коррумпированным режимом, катящимся в бездну ("Кругом измена и трусость и обман" (с) последний Император)? Или историческая первопричина существования этого режима, как ни крути, преемствующего не Империи, не Февралю, а СССР? Или урок того, что насильственная смена строя до добра не доводит и аукается самим свергающим, причем очень скоро? Или, не будучи доведенной до логического финала - Революции Мировой, - напоминание о том, что нельзя останавливаться на полпути? Поучительный пример самоубийства нации? Или, если смотреть, например, не из Москвы, а из Минска, предпосылка для формирования/возрождения другой нации?
Под все эти (и многие другие) точки зрения, даже особенно "не натягивая сову на глобус", можно подвести достаточно вполне адекватных исторических аргументов, но выбор любой из них обусловлен в первую очередь текущей системой отсчета наблюдателя.
И не забудем про наш любимый дух противоречия. В 90-е "красные" идеи воспринимались как фронда по отношению к режиму Ельцина. А сейчас можно быть красным охранителем и под серпом и молотом воспевать Великую Империю, державность и духовные скрепы, коим угрожает капиталистический Запад, а можно быть непримиримым революционером, желающим повесить последнего имперца на кишках последнего западника (а возможно, и с помощью западников - тут масса всевозможных промежуточных вариантов).
Соответственно, быть против "красных", "совков" и т.д. можно тоже очень по-разному.
Чтобы было еще веселее, можно сочетать любую из этих позиций с христианством или атеизмом, с национализмом или космополитизмом - как пел Непомнящий,
"здесь есть ассортимент на любой тонкий вкус".
И мнится мне, что разным "красным" и разным "белым" договориться внутри себя о том, что же они любят-ненавидят, как бы не сложнее, чем с идеологическими оппонентами.
И весь это калейдоскоп взглядов говорит вовсе не столько о сложности и неоднозначности событий 1917 года, сколько о сложности и неоднозначности нас-нынешних.
Старик Оруэлл писал, что тот, кто владеет настоящим - владеет прошлым, а тот, кто владеет прошлым - владеет будущим. Вот только настоящим не владеет сейчас никто, и все три времени непредсказуемы. Что, кстати, гораздо больше, чем всякие лежащие на виду политические и экономические параллели, сближает наше время с тем самым роковым 1917 годом.