Когда в Москву, в Пушкинский музей привезли эту выставку я понимала, что не смогу на нее попасть, сначала по-причине большого количества желающих ее увидеть, а потом по-причине отсутствия свободного времени. И вот неожиданно, дочь нашла объявление о том, что можно посмотреть некоторые произведения Сальвадора Дали в частной коллекции. Мы решили во что бы то ни стало сходить. Народу на выставке было не много, потому что была среда - середина рабочей недели и время было очень вечернее. Сначала нам предложили прослушать и просмотреть видеоролик, в котором коллекционер рассказывал о каждом предмете своей коллекции. Удивительным казалось то, что ощущение от просмотра произведений и рассказа коллекционера не совпадали.
Хотелось побыстрее дослушать официальные версии о каждом экспонате и погрузиться в свои ощущения Дали. Мы понимали, что пришли на выставку поздно и для просмотра оставался один час. Оторвавшись от видеоролика мы двинулись по выставке. Помня все мыслимые и немыслимые рассказы о провокационных выходках Дали, я окунулась в его произведения. Здесь были и картины нарисованные с использованием акварели, и тушь-перо, и статуэтки, и посуда. Обойдя всю экспозицию я поняла, что некоторые изображения нарисованы сначала в эскизном варианте, затем они же сделаны в виде статуэток, а далее эти же изображения адаптированны в витражи. Было бы интереснее если бы в экспозиции эти произведения находились поблизости друг от друга. Некоторые экспонаты потрясали огромным воображением и ничтожностью бытия, некоторые, по-видимому, просто описывали происходящие в жизни Дали события.
Но во всех картинах и статуэтках просматривались какие-то постоянно перетекающие из сюжета в сюжет элементы, которые явно не воспроизводили тех названий, о которых шла речь.
Например, лужицы со стрелками, изображающие якобы время, капающие с различных предметов капельки... можно сколько угодно думать о том целомудрии, которое несли бы (по-мнению коллекционера) изображения, но мое первое ощущение при созерцании картин и скульптур Дали - явно сквозило сексуальностью. Несмотря на то, что я точно знаю, что все художники любят рисовать обнаженную натуру, натура у Дали была не просто обнаженной, каждая из них была со своим характером, со своими скрытыми желаниями и тараканами, с вожделенными или восхищенными взглядами.
Впечатление от выставки было необычным: с одной стороны я смогла догнать ускользающую от меня из города в город коллекцию Сальвадора Дали, и где... в своем родном городе. С другой стороны: Дали для меня (впрочем наверное как и для многих) остался провокатором. Провокатором к мысли, провокатором к слову, провокатором к действию.