Читаю сейчас Эрзяйкина, "Ваши дети - не ваши дети". Жесткий дядечка, конечно. Поначалу мне вообще сложно было его читать - тон у него такой... безапелляционный. Но постепенно втянулась.
Если резюмировать, большинство его советов сводятся к тому, что от детей нужно отстать. Не мешать им жить своей жизнью, брать на себя ответственность, находить то. что им интересно и нужно. Но при этом давать им качественное внимание и помощь тогда, когда они ее просят.
Он считает, что дети ведут себя демонстративно плохо по большей части в двух случаях - им не хватает нашего качественного внимания или мы слишком на них давим.
Например, здоровый ребенок естественно любит жить в чистоте и красоте. Допустим, мы делегировали ему ответственность за уборку в его комнате. Если он принципиально не убирает, значит, мы на самом деле не "отпустили" его, не делегировали. а бегаем, проверяем и паримся. Или же он добивается от нас негативного выхлопа. Потому что многие родители только в негативных эмоциях искренни. А в позитивных часто "держат лицо", "делают хорошую маму", и ребенок чувствует фальшь.
А у меня как раз сейчас очередное бодание с Дарьей по поводу ее комнаты :-) Свинка редкостная!
А еще - по поводу ее отношения к кружкам. Она крутит носом и явно не дорабатывает. При всех ее способностях, при том, что педагоги выделяют ее! Ну, тут я понимаю, что Я слишком сильно хочу, чтобы она ходила на музыку и акробатику :-( И она начинает сопротивляться...
И вот решилась я на эксперимент. Предварительно обсудив его с мужем, что выступить, так сказать, единым фронтом :-)
Я уже достаточно давно делегировала детям заботу об их школьной учебе. Как ни странно, все идет успешно :-) Ну, по моим меркам успешно. Оценки ниже "7" появляются редко, в основном - 8-9-10. Учитывая бурную внешкольную жизнь. я считаю, это прекрасно :-) Во всяком случае, я предпочитаю детей, которые много чем интересуются. Что хорошего в том, что я была отличницей, если при этом у меня не было друзей, я не умела общаться, и ничего меня не увлекало, кроме книг? Пришлось потом учиться всему уже после школы. Загадочно, я вам скажу, выглядит 17-летняя девушка, которая учится общаться :-)
Так вот, в школьные дела детей я не вмешиваюсь. Даже дневник смотрю не каждую неделю, а только тогда, когда вспоминаю, что в нем нужно расписаться. Про оценки мне обычно докладывают с порога, замечаний по поведению у моих не бывает, а что мне там еще смотреть?
То есть. это работает.
А будет ли работать с уборкой? А с кружками?
Позвала Дарью, и объявила ей, что ее комната - ЕЕ комната. что я не буду ничего больше говорить по поводу уборки или необходимости повесить вещи. Говорю: "Даша. если ты захочешь жить в чистоте и красоте - уберешь, нет - живи в том, что есть. Захочешь ходить в школу в чистых вещах - вовремя положишь грязные в стирку. Все равно тебе - ходи, в чем есть. А еще, кружки - твое дело. Хочешь - ходи, но тогда уж относись серьезно. Не хочешь, не нравится тебе - бросай."
Еще в процессе моего говорения девочка начала отвечать .что лично она не собирается бросать кружки, и в комнате, конечно, все равно будет убирать, и в компе не утонет (да, комп я тоже "до купи" перестала лимитировать)
А по завершении моего выступления заметила довольным голосом, что "вот это уже дело! Теперь я и правда, как взрослая!". И утопала к себе :-)
Посмотрим, что будет. Ну, что я теряю? А приобрести могу очень много - самомотивированного ребенка, который чувствует, что ему доверяют и считают его разумным человеком :-)