Бильбо сразу придумал конец своей истории, а я, кажется, придумала неплохое начало. Для главы, например. Точнее, не придумала, а оно так и было:
«Рассказывала я тут своему анестезиологу о воспитании рыцарей…»
Так вот, рассказываю я, и мимоходом упоминаю, что не всякий рыцарь - особенно до Высокого Средневековья - умел читать. И тут же поправляюсь: «Зато он умел отлично запоминать на слух». И ведь правда. Отсутствие письма и чтения в повседневности - это вовсе не тот уровень знаний и информированности, который представляется жителям цифровой эпохи. Знаниям средневековых людей и их умению управляться с информацией вообще-то можно позавидовать.
- Древнегреческие дети учили наизусть Гомера, а древнеримские и вслед за ними многие другие вплоть до XIX в. - Вергилия. Да и что говорить, сам Гомер свои эпосы рассказывал из головы.
- Ирландские филиды (поэты и хранители предания) 12 лет заучивали наизусть сказания, поэмы и саги. Запись считалась профанацией.
- Средневековые монахи знали наизусть Псалтирь и крупные фрагменты Нового Завета. Просто у подавляющего большинства из них не было карманного молитвенника.
- Выучивать наизусть фрагменты Библии, популярные баллады и истории было обычным делом для представителей всех сословий, хотя можно предположить, что рыцари не были так усердны в этом, как студенты и монахи.
А вот ещё цитата из «Песни о Гильоме Оранжском» на эту тему:
«Жил в Сен-Дени другой монах потом.
Речь о Гильоме как-то он завёл,
Увидел, что почти забыт герой,
И вытащил на свет стихи о нём,
А свиток этот пролежал лет сто.
Монаха мне задобрить удалось,
И песню он мне выучить помог.»
(«Песня» - это двухтомник на фотографии)
В другом месте «Песни», в подтверждение начала моего поста читаем:
«Гильому отвези письмо вот это.
Пусть даст прочесть его он грамотеям
И, выслушав, в нём каждой букве верит».