Рождество в Греччо

Dec 02, 2023 21:35

В этом году 800-летний юбилей рождественского вертепа. В Рождество 1223 г. святой Франциск первым придумал создать такую сценку в приходе Греччо. 800 лет назад появилась традиция, завоевавшая весь мир. Событие это я давно хотела как-нибудь отметить, но теперь уже и не знаю, получится ли. 😔 Будем надеяться.

❄ Наверно - даже наверняка - вертеп у Франциска был прост, очень скромен и совершенно в его духе. Однако за простыми жестами так много всего кроется! Франциск родился в 1181(82) г. (кстати, мы с ним «ровесники», с разницей в 800 лет, я тоже родилась в 81-м). К 1223 г. основанный им Орден был уже очень большим, его идеал менялся и даже разрушался на глазах. Часть братии выступила против ряда правил первого Устава, некоторые общины обзавелись полноценными домами, вызывавшими у Франциска негодование.

❄ Сам святой в эти годы был серьёзно болен, в 1226-м году он скончается. Болезнь глаз, неоднократно и безрезультатно леченая, причиняла боль; тело было изнурено суровыми аскезами. Он жаждал жить той простой жизнь, которую принял на себя, а приходилось решать конфликты и проблемы своей большой монашеской семьи.

❄ В Греччо жили добрые христиане, глубоко верующие и сплочённые. Один из друзей Франциска, Иоанн, построил здесь для него скит. И возможно именно за духовным утешением он и отправился в Греччо зимой 1223 года. Но вместо уединения в скиту предпринял подготовку первого в мире вертепа с малышом, настоящими животными, сеном, яслями. Совершенно понятно, почему в трудные времена кризиса Ордена именно в Яслях он искал успокоения. Он хотел вдохнуть запах сена, приобщиться к простоте, почувствовать себя там, где родился Младенец. Франциску понадобилась помощь прихожан и его друга Иоанна, потому что сам он не мог бы организовать это маленькое милое чудо.

❄ Об этом рассказывает Фома Челанский в житии св. Франциска:


Высшей его целью, главным желанием и планом, исполняемым всю жизнь, было проповедовать всем святое Евангелие, во всем соблюдать его заветы и следовать по стопам учения Господа нашего Иисуса Христа в неусыпном бодрствовании, в постоянном усердии, всей душой и всем жаром сердца. В глубочайшее размышление он погружался, вспоминая Его слова и в пристальном раздумьи перебирал Его дела. Особенно же занимали его мысли смиренность Воплощения и милость, явившаяся в Страстях, так что едва ли он желал отвлекаться на что-либо иное. Потому и следует вспомнить - и не просто вспомнить, но и почтить достойным воспоминанием - то, что он сделал за три года до своей блаженной кончины в селении, называемом Греччо, в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Был в той земле человек по имени Иоанн, доброй славы, но еще лучшей жизни, и его святой Франциск отличал особой любовью, тем более что тот, будучи в этих местах одним из самых знатных и уважаемых людей, презрел благородство плоти и посвятил себя благородству души. И вот блаженный Франциск позвал его к себе примерно за две недели до Рождества Господня, как и раньше он нередко призывал его, и сказал ему: «Если ты хочешь, чтобы в этом году мы праздновали Рождество в Греччо, поспеши все приготовить и то, что я тебе укажу, устрой тщательно. А именно, я хочу отпраздновать рождение того младенца, который родился в Вифлееме, хочу вспомнить тяготы его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел». Выслушав все это, тот человек, добрый и преданный, побежал скорее и в указанном ему месте подготовил все, что велел ему святой.

И вот приблизился день радости, время пения настало. Из разных мест созваны были братья; мужчины и женщины, жившие в этой земле, все, кто только мог, с радостью в душе готовили светильники и факелы, чтобы осветить ночь, в которую звезда наиярчайшая осветила все дни и годы. Пришел в то место святой Божий и, обнаружив, что все уже готово, возрадовался. Приготовлены были уже ясли, несли сено, вели вола и осла. Прославлялась простота целомудренная, возвеличивалась бедность, и Греччо обратился в новый Вифлеем. Ночь светла была как день, прекрасна и для людей, и для животных.

Собирались люди, необычной радостью приветствуя необычайное таинство. Запели братья, воздавая должную хвалу Богу, и вся ночь откликнулась ликованием. Перед яслями стоял святой Божий, печали полный, в набожности своей сокрушенный и дивной радостью преисполненный. Отпраздновано было таинство мессы, и священнослужитель обрадован был новым утешением Господним.

Облачился святой Божий в одеяния диакона, ибо он и был служителем Божиим, и звучным голосом запел Евангелие. И голос его, мощный и сладостный, ясный и звучный, всех призвал к таинству высшему. Затем он начал проповедь к обступившему его народу, и словно мед лились его речи о рождении нищего Царя в маленькой общине Вифлеемской. И часто, желая произнести имя Иисуса, вместо того, воспылав чрезвычайной любовью, именовал Его «Вифлеемским младенцем», растягивая слово Вифлеем так, что звук этот казался похожим на овечье блеянье, отчего не только его уста наполнялись сладостью, но и души всех, кто был там, радостью исполнялись. И всякий раз, произносил ли он Иисус или «младенец Вифлеемский», он облизывал губы, словно отведывая и сглатывая сладость этих слов.

И вновь умножились дары, ниспосланные ему Господом, что и подтвердило видение, бывшее одному мужу, достойному уважения. А именно: привиделось ему, будто в яслях лежит совсем маленький мальчик и вроде бы неживой, а святой Божий, склонившись над ним, пытается разбудить его, чтобы тот очнулся от глубочайшего сна. И вполне разумным кажется нам это видение, ведь младенец Иисус забыт во многих сердцах как мертвый, и в этих сердцах, по милости самого Младенца и подвигами раба его святого Франциска, Он был оживлен и возвращен набожной памяти.

Так завершилось с радостью это празднество, и каждый с веселием возвратился к себе домой. А сено, лежавшее в яслях, люди сохранили, ибо с помощью этого сена Господь Бог, умножая милость свою, исцелял и скот, и прочих животных.

И поистине сделалось однажды так, что в соседних областях множество скота было поражено различными болезнями, но, поев этого сена, полностью избавилось от этих недугов. Даже женщины, если случались у них тяжелые и затяжные роды, просили подложить им пучок этого сена и тогда рождали благополучно, так что со всех сторон сбегался в Греччо народ обоего пола, надеясь получить здесь желанное исцеление.

Наконец на том месте был освящен храм Господу: в честь святого отца на месте яслей соорудили алтарь и освятили церковь, и в том самом месте, где животных кормили травой, люди теперь, ради спасения души своей и тела, питались плотью непорочного и чистого Агнца - Господа нашего Иисуса Христа, Который в высшей несказанной любви дал Себя за нас. Он с Отцом и Духом Святым живет и царствует, прославленный во веки веков. Аминь.


община, живые традиции, Рождество, Эльгаладна, Франциск и Ассизи, со-бытие, культурология, любовь, дети, ритуал, hrívë, прекрасное, история

Previous post Next post
Up