Авторы: Наталья Геда, Ольга Кухтенкова
Глава 2.5 Ресурсы семейного образования - последняя в разделе. Её большая часть посвящена любимой теме - социализации, поэтому, чтобы не было слишком длинно, я её разбила на куски для публикации.
2.5. Ресурсы семейного образования
Последнее, о чем хотелось бы поговорить в рамках темы об образе жизни семьи - это ресурсы, находящиеся в распоряжении семьи, занимающейся домашним образованием своих детей. О деньгах мы говорить не будем: количество денег, потраченных на учебу домашнего ребенка, практически не влияет на его результаты. Тему времени мы также уже разобрали достаточно подробно. Поговорим о человеческих, эмоциональных и социальных ресурсах.
Человеческий ресурс членов семьи
Для успеха домашнего образования не требуется наличие специальных знаний у родителей. Не требуется даже высшего образования. Важны их личности, богатство их души, которые и придают им авторитет в глазах детей. Родители детей на семейном образовании не должны быть педагогами, супергероями или богачами. Они должны быть личностями, устанавливать отношения с детьми, ставить задачи и решать их.
Родители школьников весьма часто склонны к тому, чтобы перевалить весь груз ответственности не только за образование, но и за воспитание своего чада на педагогов основного или дополнительного образования. В то время как все родители, независимо от выбора образовательной модели для своих детей, должны вполне осознавать свою воспитательную и образовательную роль в жизни детей. Педагоги, в свою очередь, утверждают, что они отвечают за усвоение учебного материала, за жизнь и благополучие детей в стенах школы - и лишь единицы из них считают, что педагогическое призвание требует от них самих быть примерами личностных качеств и добродетелей. Таким образом, получается, что многие дети за все годы жизни не могут по-настоящему соприкоснуться с личностью взрослого, научиться быть человеком в полном смысле этого слова, не имеют настоящей возможности учиться зрелости ни у своих родителей, ни у учителей. Это не способствует ни формированию прочных привязанностей, ни даже развитию обычного уважения к взрослым. Некоторые родители откупаются от своих детей деньгами и подарками, чтобы те не мешали им жить так, как им удобно и приятно, либо сводят всё общение с ними к требованиям и наказаниям. Школьные учителя, в свою очередь, используют для управления своими воспитанниками административный ресурс, а порой и психологическую манипуляцию. Дети не могут уважать взрослых, относящихся к ним и к самим себе таким образом, поэтому большинство родителей и учителей школьников имеют серьезные проблемы с воспитанием своих детей (особенно в подростковом возрасте).
Родителям-семейникам, в отличии от родителей школьников, нужно очень внимательно и критично относиться к развитию своих личностных качеств. Сейчас мы скажем об этом в двух словах.
Семейное образование - это совместный проект всей семьи. Родители «домашних» детей не могут относиться к знаниям и культуре, к которым они хотят приобщить детей, как к чему-то, с чем они давно закончили иметь дело, с облегчением утерев со лба трудовой пот: Отмучились! Дети никогда не смогут полюбить учебу и культуру, если взрослые будут сами будут считать их утомительной и лишней нагрузкой к повседневной жизни. Развивать характер, приобретать знания и умения, добиваться целей и дружить ваши дети будут либо глядя на вас и учась у вас, либо - никак. Они будут делать это и сами - со временем. Но для начала вы и именно вы должны подать им пример того, как это делается.
Если родители развивают свою личность, укрепляют волю и характер, учатся новому - тогда у них не будет проблем с поведением детей: такие родители - естественные лидеры в семье, и к их словам дети будут прислушиваться без принуждения. Особенно, если в семье достаточно развит следующий основной ресурс домашнего образования - эмоциональная привязанность между родителями и детьми.
Эмоциональная привязанность между родителями и детьми [31]
Главное преимущество семейного образования перед школьным - в том, что оно обладает полной свободой действий в сохранении и укреплении глубоких личных отношений между ребенком и родителями и другими значимыми взрослыми. Эта привязанность эмоционально питает ребенка, наполняет его силами и уверенностью в себе и в позитивности окружающего мира. В школе ребенок окружен по большей части эмоционально индифферентными для него людьми (и это в лучшем случае), к которым он не привязывается (и это тоже лучший вариант). В случае, если такая привязанность все-таки возникает, она начинает конкурировать с привязанностью к родителям. Соответственно, возрастает роль культуры тех взрослых и детей, с которыми у ребенка устанавливается конкурирующая связь - а роль семейной культуры (если таковая была значительной) слабеет и может совсем сойти на нет. В установлении конкурирующих привязанностей заключается самая частая причина ослабления базовой привязанности между родителями и детьми-школьниками. И даже если такие привязанности не возникают - эмоциональная связь с родителями у школьников все равно слабеет со временем, просто в силу того, что они проводят дома гораздо меньше времени и куда реже общаются. Таким образом, школьники лишены значительной части той эмоциональной подпитки со стороны родителей и других значимых взрослых, которую имеют «домашние дети». Это неизбежно сказывается на их успехах, что и объясняет более высокую успеваемость семейников по сравнению со школьниками.
Эмоциональный ресурс обеспечивается культурой общения в семье. Здесь играет роль заинтересованность родителей в собственных детях, их открытость, способность выслушать, понять и пойти навстречу, их умение определять границы допустимого. Этому весьма способствуют семейные ритуалы привязанности - ежедневные тёплые домашние обычаи. Эмоциональный ресурс поддерживается и культурой семьи: ребенку в семье должно быть интересно, в его домашней жизни должно быть достаточно моментов искренней радости.
***
31. Комментарий Натальи Геда: «Этот ресурс всегда казался мне настолько очевидным, что я никогда о нем не говорила отдельно. Мне казалось, что необходимость привязанности в семье для успешного воспитания и образования - это общее место. Оказывается, это не совсем так. Многим родителям не хватает психологических, юридических и методических советов и рекомендаций, вроде бы, все это есть - но учеба все равно буксует, а отношения не налаживаются. Почему? Долго я не могла найти ответа на этот вопрос, пока не прочла книгу Г. Ньюфелда «Не упускайте своих детей». Эта книга поразила меня тем, что автор пространно и подробно, на протяжении доброго десятка глав, объясняет читателям смысл привязанности между родителями и детьми и на примерах демонстрирует, как она работает на улучшение отношений внутри семьи, а также на успехи детей. Тогда мне все стало понятным: действительно, для успеха семейного образования не достаточно знаний и умений. Не достаточно даже личностных качеств и авторитета - необходимо еще, чтобы дети были эмоционально привязаны к своим родителям и нуждались в их близости, присутствии, общении, руководстве.