Авторы: Ольга Кухтенкова, Наталья Геда
1.7. Обычаи, традиции и ритуалы
Повторяющиеся элементы в жизни человека или семьи, которые наполняются для них особым внутренним смыслом и красотой, становятся обычаями, традициями и ритуалами. Не стоит думать, что всё это - вымученная скучная обязаловка. С течением времени и поколений, в употреблении отдельных людей, не интересующихся содержанием ритуалов, они действительно могут стать нудными и пустыми. Однако, когда мы сами являемся культурными героями, только от нас зависит, какими будут наши традиции, насколько они будут упорядоченными или хаотичными, весёлыми или строгими, непринуждёнными или торжественными. При произнесении слова «традиция» можно представить обед с 6 вилками в высшем обществе или православную Литургию, но с тем же успехом можно представить ежегодные походы с кострами и палатками или бой подушками на 1 апреля, выпускание воздушных шариков на день весеннего равноденствия или домашний концерт.
Слово «обычай» весьма прозрачно. Обычай - это то, что обычно происходит по тому или иному поводу. Совсем бытовой и частный случай обычая - это хорошая привычка или обыкновение. Так, у семьи может быть обычай вставать в определенное время или ездить на море летом, а может быть обычай печь торт на день рожденья. У каждой семьи складывается немало милых семейных обычаев: забавных, трогательных, веселых, приятных. В какой-то семье все надевают вечером полосатые носки, в какой-то сочиняют вместе музыку, кто-то любит гулять за городом по выходным. Особенно важны обычаи, укрепляющие привязанность, такие как поцелуй на ночь, 10 минут с детьми по утрам, звонок родителям из школы, маленькие сюрпризы без повода и т.д.
Хороши также такие ритуалы, как общие вечерние занятия: настольные игры, просмотр фильмов, чтение книг вслух. В верующих семьях огромное эмоциональное значение имеет совместная молитва перед едой, в начале и конце дня.
Семейные культпоходы по выходным, совместная подготовка к праздникам и участие в них, совместные путешестия, семейные традиции вроде ритуала оставления друг другу записочек или маленьких подарков в «специальных местах» - это то, что делает атмосферу в семье по-настоящему пропитанной близостью и взаимным приятием. Учеба в таких семьях оказывается просто еще одним способом с пользой провести время вместе.
Традиция - понятие более серьезное. Традиции насыщены многочисленными смыслами, хотя такое насыщение может происходить очень постепенно. Исполнение традиций как бы структурирует, собирает в единое целое любое сообщество, будь то группа друзей, семья, народ, нация. Главный отличительный признак традиции - передача из поколения в поколение. Традициями могут быть важные праздники и особые обычаи проведения этих праздников, т.е. традиции - не больше, не меньше - непосредственно связаны с выживанием семьи в веках, именно через них люди передают новым поколениям всё, что считают самым важным как для себя, настоящих, так и для них, будущих. При этом формы могут меняться в соответствии со временем, если же они не меняются (застывают), если люди начинают ханжески держаться за форму, то это может привести к потере смысла. К тому же печальному итогу может привести и, наоборот, неразумное новаторство и неразумная ломка традиций.
К семейным традициям особой важности относятся религиозные обычаи, семейные торжества и особые события, которые имеет смысл отмечать в согласии с ценностями:
- этапы взросления (3, 7, 12, 18, 30, 40 и т.д. лет) - особые вехи, проживание которых вместе с семьёй помогает человеку осмыслить, сделать выводы, создать образ будущего. Отмечание этих этапов может иметь особый акцент на том, что каждый член семьи - дар для всех, его достижения, умения и неудачи - общее достояние, часть общего пути.
- достижение важных жизненных целей: выпуск из учебного заведения, поступление на работу, защита диссертации, строительство дома, важная поездка и т.д.
- семейные праздники (о которых мы будем подробнее говорить дальше).
Огромную роль в формировании привязанности между родителями и детьми играют совместные трапезы. Время, когда вся семья собирается за одним столом, чтобы не только поесть, но и обменяться новостями, впечатлениями, мыслями и наблюдениями - совершенно бесценно. Отказываться от семейных трапез - значит,существенно обеднять семейную жизнь и культуру. Детям совершенно необходимо регулярно оказываться вместе со старшими за красиво накрытым столом - это формирует их собранность, оттачивает их манеру «держать себя», вести вежливую беседу за столом, не перебивать других и, в конце концов, красиво есть. В любящей, эмоционально насыщенной семье трапезы затягиваются надолго - и в это время дети «наедаются» не только физически.
Выше мы уже сказали несколько слов о ритуале, но нужно остановиться на этом подробнее, так как понятие ритуала скорее пугает, чем воодушевляет современного человека. При этом слово «ритуал» многих вводит «в соблазн» своей торжественностью, принадлежностью к религиозной сфере или даже искусственностью. Слово не звучит понятно, и вызывает отторжение ещё сильнее, если человек имеет опыт навязывания ритуалов, муштры в семье (без общения между детьми и родителями). Но, думается нам, что возрождение любви к слову «ритуал» очень важно для всякого, кто хочет обрести в своей жизни гармоничность и естественность.
Ритуал - это правильное действие, и только такое определение (непосредственно связанное с происхождением самого понятия и индоевропейским корнем этого слова) даёт ключ к пониманию всех повторяемых действий, обычаев, традиций и обрядов в культуре. То, что можно назвать ритуалом, часто встречается в книгах по воспитанию, так как к этой сфере относятся распорядок дня, расписание занятий, семейные праздники, хотя, конечно же, понятие ритуала шире. На ритуале, как способе установления утраченных взаимоотношений между родителями и детьми, акцентирует внимание Г. Ньюфелд. [23]
Абстрагируемся от того, что обыденно понимается под «ритуалом» - искусственным вымученным обрядом, «обязаловкой», уничтожающей живые отношения. Вернемся к самому слову - «rit», «ряд». Изначально это понятие, означающее что-то последовательное, ожидаемое, повторяемое. Из повторяемости и ожидаемости вытекает значение «правильно» (англ. right - тоже от общеиндоевропейского «rit»). [24]
Теперь посмотрим на нашу обычную жизнь. В нашей жизни множество повторяемых (и по сути правильных) действий - еда, туалет (в смысле общей гигиены), сон. Дело в том, что если опираться на значение и суть слова «ритуал», то всякое осмысленное, целеустремленное действие является ритуалом. Т.е. еда, сон, туалет - это тоже ритуалы. Более того, именно эти ритуалы и показывают нам настоящую суть и предназначение ритуала, исходя из человеческой природы. Это повторяемые действия, отвечающие естественным потребностям, направленные на выживание личности и рода. Неудивительно, что самые серьезные обычаи в культуре вертятся именно вокруг еды, сна и туалета.
Мы можем взять для примера яркий образец торжественного ритуала - Литургию. Что это по сути дела? Это трапеза. Люди встречаются, едят вместе, говорят о самом важном и слушают советы главы семьи (наставника, старшего брата, друга). Возможно, в современной православной Литургии это не вполне очевидно, но если разобраться по пунктам, то даже в ней станет видна сердцевина - дружеская или семейная трапеза. На этой основе выстроено величественное здание, предназначенное для осуществления Спасения человечества. Большинство ритуалов в своей основе имеют очень простые, понятные потребности. В то же время за простотой этих потребностей стоят великие идеи жизни, спасения, освобождения, исцеления, красоты, истины. В простом и повседневном они раскрываются перед нами, а в торжественном ритуале мы отдаем им должную честь.
Поэтому всё главное в нашей жизни, всё, что просто и естественно, - ритуально. Спрашивается, разве нельзя «просто любить»? Но ведь мы не сидим на стуле, сложа руки, когда любим. Мы стремимся ежедневно выразить свою любовь. И тот, кого мы любим, ждет этого выражения. Любовь же выражается вполне себе ритуально (в том значении, которое мы дали выше) - в последовательных жестах. В заботе - мы убираем, кормим, обеспечиваем. В жестах - поцелуях, объятиях, ласковых словах, беседах, совместных просмотрах, трапезах, прогулках, поездках. Все эти простые вещи выстраиваются в ритуалы благодаря своей символической и человеческой значимости и повторяемости, и эти ритуалы приятны и естественны, их естественность удивительным образом находится в созвучии с их устойчивостью. Более торжественными ритуалами являются годовщины и подарки. Это постоянно и последовательно исполняемые жесты, означающие наше отношение друг к другу. К наиболее таинственным и сакральным ритуалам в любой традиционной культуре относится и супружеский акт любви, из чего вытекает и ревностное охранение этого ритуала от профанации и осквернения через следование простому зову плоти или порыву страсти.
Постоянство жестов отвечает задаче нашего выживания и душевного здоровья. На самом деле уверенность в чем-то, постоянство, устойчивость в отношениях и быте - это наша базовая потребность, как физиологическая, так и духовная. Например, наш желудок не приспособлен к хаотичному питанию - способ выработки желудочного сока требует регулярности и временной определенности подачи пищи, и определенных продуктов в зависимости от времени суток. Поэтому мы едим регулярно, а если нет - то весьма вероятно будем иметь расстройства пищеварительной системы. Наши отношения с людьми также предполагают, что знаки любви постоянны. И как только они вдруг исчезают, мы тревожимся. Если супруг сегодня вдруг не поцеловал, если друг неожиданно не поздоровался, мы беспокоимся и опасаемся за наши отношения. Мы нуждаемся в том, чтобы знаки любви были ритуальны, т.е. постоянны, и чтобы мы были уверены в целости и сохранности наших отношений.
Да, при всём том люди любят новые впечатления, неожиданности. Но прелесть неожиданностей основывается на постоянстве того, что постоянно. Такие неожиданности, как то, что супруг сегодня не поцеловал и не обнял, нам не нужны. Трудно найти людей, которые чувствуют себя уютно, если с ними не поздоровался знакомый. Мы начинаем беспокоиться, когда уходят какие-то регулярные знаки любви. А ведь может быть так, что у нас плохое настроение, мы болеем или заняты. Но нашим близким и нашим детям знаки любви нужны даже в этом случае, и даже больше нужны, чем в обычной ситуации. Ребенок волнуется от того, что мы заболели или не в настроении. Не получая своего привычного знака любви, он беспокоится о том, что его перестали любить. Поэтому ритуал призван укреплять наши отношения, привязанности, уверенность в постоянстве родных людей.
Верно говорят, что дети консервативны, они учат родителей следовать выбранным ритмам жизни более уверенно. Дети действительно хотят определенных вещей в определенное время, привыкают к распорядку проявления внимания к ним. Домашние обычаи, ритуалы внимания становятся особенно важными тогда, когда кто-то из родителей работает вне дома. С одной стороны, создавать и исполнять семейные обычаи для работающих родителей сложнее, с другой стороны именно для них наиболее важна регулярность и последовательность таких ритуалов. Обычаи и традиции, призванные укреплять общение, должны исполняться с тем же усердием и вниманием, с каким мы подходим к вопросам чистки зубов, личной гигиены и приема лекарств. Многие специалисты советуют работающим родителям не полагаться на спонтанное проявление внимания к детям, а устанавливать себе ритуалы, потому что спонтанность в состоянии вечерней усталости или озабоченности рабочими проблемами не оправдывает себя.
Ритуалы как культурные жесты, как проявление социальных потребностей вовне, присущи всем. Демократичность или аристократичность, жесткость или мягкость исполнения, конкретные формы - это уже частности, которые каждый выбирает для себя.
И ещё пара слов об одной печали современного человека. Он забыл не только то, что ритуалы окружают его, что простые ежедневные элементы его жизни - это прекрасные жизнеутверждающие церемонии, он лишился всего богатства ритуального языка. Для того, чтобы выразить и прожить смыслы своего существования, человеку необходимы различные ритуалы. Свои для интимного выражения нежности, и для торжественного провозглашения взглядов, для утверждения ценности своей жизни (или жизни близкого) и для утверждения ценности бытия всего человечества. В традиционной культуре был весь необходимый ряд жестов, действий и слов для выражения различных ценностей и отношений. В традиционной культуре мы никогда не поставим символически на один уровень чай на кухне и званый обед по случаю дня рождения или какого-то торжества - сегодня же повсеместно из практики семейных, дружеских и общественных торжеств пропал, например, этикет парадного костюма, а ведь праздничная одежда всегда была очень важным символом значимости конкретного события. Сегодня о Боге и вере говорят на прогулках, кухнях и в интернете, удивляясь, когда кто-то ходит в храм каждую неделю, в то время как ценности такого порядка требуют самого торжественного выражения. О ценности семьи мы также можем до хрипоты спорить в различных сообществах, но не уделять внимания символам повседневного выражения своей любви, таким как порядок в доме и ежедневные совместные дела. Когда у нас нет средств самовыражения, подходящих для каждого отдельного случая, мы теряем почву и уверенность в себе. Торжественный ритуал дает силу и крепость убеждениям, и позволяет человеку со значимой для него верой чувствовать себя на месте, в единении с единомышленниками. Невозможность выразить содержание своего ума и сердца каждый раз соответствующими жестами, словами и символами - огромная проблема для человеческой психики, а научение ритуалу - отличный способ психологической помощи.
Итак, ритуалы, обычаи и традиции - важная составляющая культуротворчества в рамках семьи. Обычаи должны быть таковы, чтобы семья, исполняя их, жила и процветала, а мир вокруг неё становился лучше. Семейное образование, как можно заметить, само по себе вносит в жизнь распорядок и заставляет создавать внутрисемейные обычаи, призванные решать образовательные задачи. Образовательные программы и маршруты оказывают структурирующее влияние на всю семью. Важно не останавливаться только на учебном ритуале, а идти дальше - искать и создавать ритмы и ритуалы жизни семьи. Какой вы хотите видеть вашу семью? Какой семьи вы хотите для ваших детей? - ответы на эти вопросы подскажут, какие традиции вы можете создать, что стоило бы передавать из поколения в поколение. Пусть в эти традиции войдёт
☘ то, что напоминает о самом дорогом,
☘ то, что помогло вам сохранить и укрепить семью,
☘ то, что даёт вам силы и учит любить,
☘ то, что роднит вас с вашими предками или с культурой, которой вы восхищаетесь.
***
(книги, перечисленные в ссылках, можно найти в интернете)
23. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей / Перевод Петровой Е., Абрамовой А. - М.: Ресурс, 2012. - С. 281-287.
24. Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. - М.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2003.
Винсент Ван Гог. Натюрморт с Библией