1.2. Несколько слов о важности культуры
Авторы: Ольга Кухтенкова, Наталья Геда
Приступая к воспитанию и образованию детей, мы слишком мало задумываемся о том, какую в действительности роль играет в нашей жизни культура. В нашем обыденном представлении культура - это область, к которой, например, относится значительная часть нашего благородного досуга (музеи, театры) и некоторое количество обязательных школьных предметов (литература, МХК, музыка). Мы также вспомним это слово тогда, когда зайдет речь о том, насколько наши дети вежливы, и как к нам обращаются в общественном месте. В российском постсоветском социуме культура - это предмет общественной гордости и качество публичного поведения. Культура многим из нас кажется явлением парадным, несколько отстраненным от серой обыденности, а потому - внешним по отношению к нашей внутренней индивидуальности.
Действительно, существует культура поведения, и есть высокая культура, создаваемая и поддерживаемая мастерами и специальными институтами, но речь не о них, так как они являются лишь частными проявлениями огромного и сложного явления культуры, для которого существуют сотни определений и трактовок. Чтобы понять смысл семьи и роль таких «культурных героев», как родители и дети, нам нужно проникнуть в суть культуры.
Суть, по нашему мнению, заключается в том, что мы приходим в этот мир ради отношений. Всё, что делается и создается человеком, всё, что чувствуется и переживается им, всё, на что направлены его природные инстинкты и страсти, ум и воля - это отношения. Есть три основных типа отношений:
• духовные отношения («религиозные» - отношения неба и земли, Бога и человека),
• отношения между людьми,
• отношения с миром (который может выступать как одухотворенная сущность; как совокупность живого, нуждающегося в уважении и заботе; как объект потребления и т.п.).
Возможно, вы тут же представили себе уединившихся мыслителей, замкнутых в своих лабораториях, учёных, великих художников, смысл жизни которых - в создании чуда живописи, а вовсе не в общении с женой и детьми. Можно представить себе много жизненных призваний, которые, как кажется на первый взгляд, не связаны с общением, и многих людей, которые им тяготятся. Но взгляните на вопрос шире. Картина, которую никто не увидит и не оценит - ни Бог, ни человек - не существует. Пусть на неё будет потрачена вся жизнь художника, если посредством её он не вступит в отношения с другими, его труд будет бесплоден. Ученый или мастер всегда находится в диалоге с предшественниками (через изучение) и потомками (через раскрытие себя в книге или исследовании), и без диалога с другими людьми во времени их работа невозможна. Когда мы что-то создаем - будь то мысль или вещь - окружающий мир отражается в созданном, так как мы постоянно находимся в общении с тем, что видим и ощущаем. Мизантропы и отшельники всегда находятся в диалоге с теми, от кого бегут и страдают. Человек общается со всем миром в себе самом, осмысляя свою личность и свой путь. Конечно же, контакты с другими могут различаться по качеству, поэтому мы приходим в мир не просто для общения, диалога или обмена мнениями, а для отношений - то есть для того, чтобы найти тех, с кем мы будем связаны неразрывными узами любви и заботы.
Ребенок, только что появившийся на свет, сразу всеми своими действиями говорит нам о том, что он явился в мир ради любви. 24 часа в сутки он хочет только одного - быть со своими родителями, получить их заботу. На установление и укрепление привязанности, на выживание через ежеминутную связь с родившими его направлены все его инстинкты. Но отношения устанавливаются не только и не столько биологическими средствами. Для того, чтобы понять, узнать и полюбить другого, человек пользуется средствами культуры. Культура возникает как инструмент общения, затем превращается в способ передачи человеческого опыта и знания из поколения в поколение, через пространство и время.
Культура - это то, что создано человеком, сотворённый им мир мыслей и вещей, но для нас важнее всего то, что лишь с помощью явлений и порождений культуры возможен человеческий диалог любви. Сколько бы ни было прекрасных, подробных и взаимосвязанных с ценностями определений культуры, нам близко самое простое её определение: культура - это действие человека, всё, что им сделано; без культуры человека нет, подобное неизвестно нам ни в истории, ни на практике. Почему это определение так важно? Потому что оно позволяет нам понять, что качество культуры определяет саму человечность [1] человека, его соответствие собственной природе. Это простое определение даёт нам толчок к пониманию и открывает очень простую и важную истину, которую мы можем развивать далее, вводя различия между культурами различного качества, происхождения и свойства.
Искусство и наука входят в культуру, хотя порой нам удобнее говорить о «культуре и искусстве», «культуре и науке», где «культура» понимается более узко. Исчерпывающего определения культуры не существует, поскольку в каждом из них мы ставим в центр внимания какой-то аспект человеческой истории, нравственности, художественного творчества, труда, способа общения и т.д.
Среди множества определений культуры для понимания культуры семьи важны следующие:
• Целевое (телеологическое): Культура - это программа и форма реализации целей людей/человечества. Таким образом, то, чего мы хотим добиться, создавая образ жизни семьи, является культурой и возможно оно только в рамках продуманной культуры. Качество культуры в данном случае мы определяем по соответствию средств целям, по последовательности и прилежности носителей культуры, по её целостности. Телеологический подход к культуре семьи указывает на то, что история семьи имеет смысл, что череда событий должна сознательно направляться к важным для семьи целям, что семья должна выступать как единое целое. [2]
• Ценностное (аксиологическое): Культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, реализация ценностей в делах и отношениях людей. Аксиологический подход строго различает истинную культуру и антикультурные явления, которые используются против человека и его ценностей, такие как оружие, яды, разрушительные социальные порядки и пр. С точки зрения аксиологии не всё, что создано человеком, - культура.
• Знаковое (семиотическое): Культура - совокупность знаков; «это наследственная память, система хранения и передачи духовного опыта, система духовного производства, совокупность материальных и духовных ценностей, воплощенные ценности и т. д.» [3] Семиотический подход к культуре обращает наше внимание на тот факт, что всякое действие, слово, произведение человека есть знак, передающий информацию. Здесь мы понимаем культуру как язык, где каждый предмет и жест говорит с нами.
• Деятельностное: Культура - это то, «что и как делает человек и как это на нем отражается». [4] Культура здесь предстает творческой деятельностью в сферах материальной и духовной жизни общества. Деятельностный подход призывает нас быть творцами культуры, включает в культуру способы осуществления деятельности, в том числе технику, методику, управление и т.д. Так же и в центре культуры семьи - её члены, творящие жизнь.
Культура как таковая существует лишь благодаря тому, что человек имеет такие качества как способность к творчеству, мышлению, социальным отношениям и религиозность. Создаваемая каждым человеком культура является творческим и интеллектуальным выражением его представления о мире и его шагом в диалоге с другими. Поэтому мы говорим, что культура человека - это отражение его подлинной человечности и в смысле его соответствия человеческому облику, и в смысле его способности к любви и заботе.
Носителем культуры является каждый, и каждый вносит свой индивидуальный вклад, свой почерк в тот культурный пласт, к которому принадлежит. Из тех определений, которые мы привели, перво-наперво, каждый родитель, каждый человек может вынести понимание основных элементов культуротворчества:
1. Избирая цели для своей семьи, выбирая традиции, мы должны искать большего единения и взаимопонимания со своими близкими. На этом пути нам понадобится тщательно подбирать нормы и обычаи, способствующие взаимопониманию членов семьи, неустанно объяснять и обосновывать свои предпочтения, быть честными, расти от более низких форм культуры к более высоким.
2. Для того, чтобы двигаться вперед, нужна цель. Подход к выбору цели может быть совершенно творческим - тут нужно слушать себя и других, учитывать свои убеждения, уметь заинтересовать родных, быть готовыми к сменам курса. Создавая семью, определяя своих детей на семейное образование, мы должны искать ответ на вопрос «зачем?», подходящий именно нам. Когда цель определена, она сама подсказывает те средства, из которых будет складываться культура семьи.
3. Почти забытое в обиходе слово «ценности» должно войти в жизнь семьи. Большинство людей совершенно не задумывается о своей системе ценностей, не представляет себе, как она формулируется и как проверяется на правильность. Люди думают о своих убеждениях одно, а на практике ведут себя совершенно по-другому. В нашу эру увлечения психологией мы много размышляем на тему нашего психотипа, комплексов, детского опыта и проблем, но такая вещь, как система ценностей выпадает из поля зрения. Тема ценностей, их формирования, систематизирования, осмысления, действия практически не поднимается в образовании. Создавая культуру семьи, мы должны определить систему ценностей семьи в целом и каждого члена в отдельности. Только так мы сможем понять, каковы должны быть цели образования детей и взрослых в семье. Только поняв свои ценности, семья сможет жить и действовать как единое целое, принимать по-настоящему совместные решения, выбирать правильные пути.
4. Понимать культуру как систему символов - это словно рисовать большую картину, наполненную предметами и образами, каждый из которых имеет значение. Создание культуры в этом смысле - это стремление окружать себя вещами, которые содержат смысл. Это также умение создавать традиции, которые напоминают нам о важных вещах и объединяют нас. Часто символическое измерение культуры приобретает эзотерический оттенок - люди начинают по-настоящему агрессивно относиться к одним вещам и придавать магическое значение другим, делить вещи на врагов, друзей и слуг. Создавая культуру семьи, мы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы в ней было больше настоящего, чтобы пространство, в котором живёт семья, объединяло её, чтобы дом был настоящим домом, чтобы стиль отвечал душевным потребностям семьи. Фактически, мы всегда несём ответственность за каждый жест, за каждую вещь, за каждое слово.
5. Жизнь есть движение, действие. Многие семьи распадаются и теряют внутреннее единство из-за отсутствия общей деятельности. Удел семьи с работающими родителями и детьми-школьниками - это сосуществование под одной крышей людей, которые очень редко делают что-то вместе. Зачастую попытки затеять такое дело приводят лишь к разногласиям между теми, кто столь редко работает «в семейной команде». Совместным для семьи в обыденном представлении оказывается отдых или взаимное принуждение: детьми родителей к каким-то развлечениям, родителями детей к хозяйственной деятельности или работам на огороде. Между тем для семьи - любой семьи - общим должен быть не только отдых, а семейные труды должны пониматься всеми как общее дело.
6. Культурное богатство родного народа и других народов мира - это готовый материал, которым не стоит пренебрегать, так как в его основе лежат архетипы и ценности, объединяющие человечество и отвечающие всем потребностям семьи и сообщества. Это готовая «программа» повседневной жизни, которая заслуживает нашего внимания, но при этом она должна переноситься в нашу жизнь с учётом текущих обстоятельств и особенностей нашей жизни.
Итак, выбор домашнего образования может стать очень важной вехой в жизни семьи, заставив всех её членов задуматься о смысле, наполняющем и объединяющем их жизни. Безусловно, культура семьи и переосмысление образа жизни необходимы всем семьям, независимо от образовательного маршрута детей. Далее мы будем говорить более подробно именно о культуре семьи.
----
1. См.: Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.
2. См.: Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.
3. Теория культуры. Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. - СПб: Питер, 2008. //
https://bdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217314053/032-_Teoriya_kultury_Pod_redakciej_S.N.__.P._Bolshakova_Piter_2008_-592s.pdf 4. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 45
Эстман Джонсон. Семья Хатч