то, что вдохновляет - 3

Mar 05, 2019 00:12

Вдохновляют дети и занятия с ними. Как об этом рассказать? Упоение и восторг. Такое чувство, что жизнь происходит только тогда, когда есть занятия. Часами готовлюсь и занимаюсь сама к занятиям, и не могу вылезти (а если вылезти, то сразу - мрак). Это было вообще железно именно так ещё в ноябре, когда при мысли, что занятий на этой неделе не будет или они вдруг станут под вопрос, начиналась паника. В мемуарах (или это уже они) мы как бы в шутку запишем, что в этом году из мрака меня достали дети. Покупаю изредка книжки, справочники, и держу их, чуть не плача от счастья, и понимая, как я мечтала узнавать и заново проходить всё это своим умом, в своём режиме, в своём контексте, в хорошей компании.

Впрочем, тут никаких секретов и странностей нет.


Я люблю людей. Мне для счастья нужно, чтобы были люди, которым я тоже нужна. Мне нужно с ними что-то делать или быть вместе. Вообще-то я никогда не любила преподавать. Но в том-то и дело, что сейчас я не преподаватель, а член семьи. Очень естественным путём открылась и сложилась для меня та стратегия и тактика, в рамках которой я могу сколько угодно заниматься образовательной работой, и мне не надоест. Образование - это процесс, вплетённый в жизнь, это форма воплощения культуры семьи и форма совместного бытия, которая начинается с рождения и никогда не заканчивается. Процесс постоянного образования естественен для всякого «приличного человека», поэтому начало образования детей - это не какое-то, извиняюсь, пришлёпывание к жизни семьи постороннего элемента. Мы всё время читаем, учимся и тренируем навыки, это нормальное состояние в любом возрасте. Это часть Пути. Найти свой путь в образовании - это всего понять себя и своих близких, это увидеть картину целиком, это понять, что есть жизнь (для меня это тем более важно, что я - необычное явление природы, и весьма необычна моя семья). Именно это я имею в виду под «стратегией». Секрет, как превратить непонятное нечто в Путь, каждый должен найти для себя и исходя из того, кто он есть. Так как я знаю Путь, то многолетнее путешествие в образование для меня - это путешествие на миллион классом люкс в хорошей компании, о котором можно только мечтать.

Ещё я учёный. У меня от научной деятельности случается эйфория. Если бы не воспитание, на лекциях по гносеологии я бы сидела с открытым ртом, это точно. Важно, однако, не только любить науку, но и разбираться в научных парадигмах, знать, что такое наука по существу, и что с ней стоит делать, а что - нет. У меня тоже есть парадигма. И конечно, меня греют мысли о том, какую роль играет личность и её парадигма, как в данном случае важно, кто есть я, и кто есть мы, и что я могу щедро дарить кому-то нечто большее, чем просто знания. В моих силах быть тем, кто я есть, и помогать окружающим и детям быть теми, кто они есть, быть свободными и не бояться. Для меня счастье осознавать, что всё это - подарок, а не выгодное вложение, уникальное предложение или намерение спасать и лечить. И поскольку это подарок, он меня переполняет, вызывая неиссякаемый фонтан идей, задач и решений (иногда мне кажется, что если я чуть приторможу, то лопну). Дело не только в какой-то увлекательности. Когда всё стоит на своих местах, то слоги считать и книгу писать - равно замечательные занятия.

Одной из составляющих моего философского интереса стал конструктивизм. Для меня он оказался точным попаданием, хотя после первого знакомства я была обескуражена.. не странностью, а масштабностью и кажущейся непосильностью задач, которые он ставит. Но уже в этом году страх ушёл, потому что на деле всё, конечно, масштабно, но не непосильно. В первом же широком пособии по педагогике конструктивизма я нашла все те же положения, которые сформулировала сама. Как же было приятно! Вообще, всякому, кто прилежно закончил обычную школу, а потом прилежно сдавал методологию преподавания в школе, для включения в конструктивизм надо «сломать мозг». И хотя я его уже больше десятилетия себе ломаю, и, кажется, уже выломала все шаблоны, тем не менее, они всё равно вылезают и будут вылезать. Ломать его нужно не потому, что всё вокруг неправильно, и не потому, что конструктивизм как-то особенно заковырист, нет, просто потому здесь, наконец, встречаются и лобызаются здравый смысл, нормальный богословско-философско-научный подход, обучение детей и... я. Это очень похоже на правильное питание по Вестону Прайсу, потому что предполагает не теоретическое витание, а работу на основе безжалостных научных данных. Особая прелесть этой концепции в том, что хотя она и опирается на давно признанные научные столпы, и имеет крепкие философские корни, её практическая методология не очень проработана (впрочем, имеют место также и велосипеды, применяемые во многих педагогических направлениях) - и да, это здорово, потому что именно это мне и подходит. Мне не нужна педагогическая школа, в которую я могу вписаться, и конструктивизм для меня стал полем важных идей для приспособления моей собственной реальной парадигмы под текущие задачи. Конструктивизм сам предполагает отсутствие жёстких рамок по каждому образовательному этапу. Он предполагает, что ты знаешь конкретного человека, знаешь природу познания, видишь цель и применяешь по ходу дела те методы в том порядке, которые тебе подходят и работают. Вся философия конструктивизма заострена на решение именно гносеологических вопросов, постижении искусства познавать, исследовать и учиться всю жизнь. От педагога это требует большой работы, и это очень-очень здорово, потому что мне надо каждую пядь пройти своей ногой и я, проучившись до 32 лет ставить закорючки по чужой указке и отработав миллион научных кири отоси, теперь имею полное право быть самостоятельным учёным. (Конечно, выражение получилось немного лукавым, потому что, с одной стороны, во всем моём образовании со мной были люди, которые не были мне преподавателями, а были конструктивистским плечом и добрым глазом, который смотрит на саморазвитие, и только в нужный момент возникает рядом, чтобы подтолкнуть поиск; и с другой стороны, текущая самостоятельность - это плавание всё в той же хорошей компании, о которой я писала выше и старое доброе со-творчество).

Ардан, творчество, дом, Эльгаладна, со-бытие, Дейрдре, дети, любовь, coirë, идти вперед, община, образование, о воспитании, семейная тема, сущность мастерства, ученые труды, рассуждения

Previous post Next post
Up