Оригинал взят у
olga_grechana в
Организация школы «Саммерхил» в Украине и мои находки, как родителя Мне часто задают вопросы: ЗАЧЕМ такая школа нужна (если есть проторенная дорога классической школы) и КАКАЯ же она будет.
На вопрос «ЗАЧЕМ нужна новая школа?» у меня появляется все больше и больше ответов.
Классическая урочно-оценочная школа носила одну задачу - обучить грамоте. Это был практический единственный источник знания и обучения. Информации было немного, новые знания и концепции внедрялись в обучающий процесс медленно. Со временем объем школьных знаний начал расти, а школа взяла на себя функцию социализации. И таким образом продукт школьного образования - это субъект, которому уже рассказали как жить и вложили «нужную» базу образованности (по меркам государства). И чем раньше этот процесс начать, тем «удобнее» для общества получается человечек. Но прошло уже несколько поколений, мир изменился кардинально. Если раньше человеку нужно было образование, чтобы наполниться информацией, теперь главная задача - отфильтровать ненужное в бесконечном и беспрерывном информативном потоке.
Сейчас нужно не запоминать и зубрить «истины», а трудиться над искусством работы с информацией. Вот главный критерий успешного и счастливого человека следующего поколения. Вы только вдумайтесь насколько усложнилась задача! Если пойти старым путем: слушай учителя и повторяй за мной, то мы получим абсолютно ведомую личность, которой будут управлять пиарщики и рекламные ролики. Такой ребенок и вырастет во взрослого, который будет слушать как жить и повторять за «учителем». А учителей в нынешней глобальной культуре найдется ой как много. Сейчас нужно учить не просто знать что-то, а уметь разграничить нужное от неважного, критически взглянуть на информацию, сопоставить факты, понять в чьих интересах данная информация и только затем признать полезная она для тебя самого или нет.
Расскажу по этому поводу небольшую байку. Я вот недавно общалась с одним опытным архитектором. Зашла речь о таком материале, как шифер. Архитектор сказал, что шифер, как материал нужно забыть и ни в коем случае его не использовать, так как в Европе давно доказали, что он крайне токсичен. Я - в прошлом работник public realations - только и смогла, что улыбнуться. Ведь знаю эту историю «токсичности шифера» с другой стороны и этот архитектор тоже мог бы знать, если бы захотел подумать над истоками «исследований». А история проста как мир. Много времени производители различных покрытий для крыш пытались подвинуть практичный и дешевый материал - шифер. Он был вне конкуренций и держал большой кусок рынка. Поэтому и было принято решение купить несколько «исследований» о его неэкологичности и на уровне государства запретить производство. Так и порешили, кто-то выиграл, кто-то проиграл. А слухи про «токсичность шифера» остались и коснулись даже наших широт. Примеров таких вы найдете за день множество, если только захотите над чем-то задуматься и сопоставить факты. И ситуация с каждым днем только усугубляется. Нашим детям нужно обладать не дюжим интеллектом и интуицией одновременно, чтобы ежедневно отделять зерна от плевел. Для этого нужен крепкий внутренний стержень и психологическая устойчивость.
Как подарить такое умение своим детям? Задачка непростая. Очень непростая.
Ведь ребенок от рождения наивен и верит нам, взрослым, безоговорочно. Чувствует взрослых изначально выше, больше, умнее, чем он сам. Но…ему же с рождения дан дар интуитивного восприятия и он тонко чувствует лукавство, неуверенность, несправедливость. Все это находится на более высшем нежели рациональный уровень знания. Если детский внутренний мир не убивать, не унижать, не засаживать под наши, взрослые, рамки, то он прорастет в виде осознанного, критического взгляда взрослого человека.
Что для этого нужно? Не мешать внутренним чувствам и знаниям ребенка расти и познавать себя и мир. Ребенок должен сам опробовать свои границы интуиции, чувств, экспериментировать с полученным знанием и со всем внешним миром. А здесь необходимо учитывать особенности развития человека. Конечно, все мы разные и именно поэтому я хочу создать школу, где каждый ребенок задаст свой темп обучения и расставит свои приоритеты по предметам. Но есть и общие законы природы. Главная особенность: ребенок до 6-7 лет - это маленький человек, который главным образом знакомиться со своим чувственно-эмоциональным миром, изучает его возможности, опробует границы. Для этого ему нужно играть, играть, играть…в ролевые игры, с самим собой, с игрушками, с детьми, со взрослыми и взаимодействовать с другими людьми через чувства и эмоции. Подчеркну - взаимодействовать через все чувства: гнев и радость, обиду и доверие, стыд и чувство безопасности и т.д. Поэтому нагружать мозг ребенка в этот период можно, но не за счет времени, которое должна занимать другая сфера - чувственная. Занятия на логику и память идут у ребенка естественным путем и имеют для его человеческой реализации меньшую актуальность. А вообще, лучше уйти от «бега впереди паровоза», всему есть свое время. И вот только с после 6 лет на арену актуальности выходит интеллектуальная составляющая человека. Постепенно набирая свою мощь. При этом увеличение нагрузки и на чувственную и на интеллектуальную сферу создает потребность иногда отвлечься, «перезагрузиться». А для людей разного возраста есть несколько быстрых способов устроить себе перезагрузку. Это побыть с природой, с самим собой или заняться творчеством. Иначе перегруз накапливается и переходит в апатию, рассеянное внимание или частые болезни. Так вот естественный процесс развития человека не учитывается современной школьной программой и системой ее реализации. Красочно это видно на программе младшей школы и, как результат, холодность к учебе старших классов. Пожалуй, уже к 4-ому классу большинство детей теряет свое природное любопытство и желание познавать.
Выйти из этого круга помогает домашнее или семейное образование. Здесь есть возможность индивидуального графика, подхода, темпа, а так же - время для перезагрузки. Для себя я приняла решение организации альтернативной школы, аналога школы Саммерхилл, чтобы дети и их родители были в кругу единомышленников. Для некоторых детей, в разный возраст это может стать особенно актуально, «быть в кругу единомышленников».
И вот теперь можно говорить о том, какая это будет школа. Школа за большим городом, среди природы, чтобы осуществление «перезагрузки» было легкодоступным. Я предполагаю организацию развозки для детей из Киева и пригорода. Дети будут находиться в школе с утра до вечера, так как перерывы будут большими, после занятий открывают работу творческие мастерские, театр, лаборатория, робототехника. Вариант школы в Киеве я не рассматриваю. По причине того, что хочу создать атмосферу фокуса детей на самих себе и того, что они изучают. А в большом городе слишком много суеты и разных отвлекающих факторов.
Концепция А. Нилла и свободы - это основа школы. А дополнить я ее хочу некоторыми методиками подачи материала. Для этого хочу познакомить вас с удивительным человеком Михаилом Казиником. Будучи музыкантом, то есть человеком чувственной природы, М.Казиник обладает еще и мощным интеллектуальным потенциалом. Он предлагает подачу образовательного материала для детей в той форме, в которой они наиболее легче ее воспринимают. А именно - говорить о предметах на том хорошо понятном чувственно-эмоциональном уровне с детьми, присоединяя к математике музыку, к биологии скульптуру, к геометрии архитектуру и т.д. В одной статье не передать его удивительный и работающий метод. Я планирую делать такие «углубленные уроки» время от времени, но на постоянной основе. Приведу очень поверхностный пример. Младшие классы, изучение феномена воды. «Углубленный урок» по теме воды может состоять из нескольких образовательных дней. Феномен воды раскрывают через физическое соприкосновение (знаю, что погружались даже под воду в батискафе), делают с водой химические и физические опыты в лаборатории, слушают отрывок из музыкального произведения «Вода» Генделя, сочиняют стихи или эссе на эту же тему, рассматривают корни слова в других языках. Другими словами: абсолютно погружаются в феномен на какое-то время, и что очень важно - делают это на всех уровнях вербальном, визуальном, аудиальном, интеллектуальном. Подробно можете прочитать
здесь.
М. Казиник давно практикует данную методику в некоторых школах России и знаю, что в Литве на государственном уровне планируют внедрить методику в общеобразовательных школах. Его методика позволяет мастерски легко настроить ребенка на волну действительно глубокой осознанной интеллектуальной работы.
А для нас, родителей, слушать М. Казиника в
программах, смотреть его фильмы и посещать его лекции - это расти и получать образование, знание, которого не бывает много. Пусть он Вас вдохновит взять что-то новое для себя и передать что-то ценное детям.
Итак, «углубленные уроки» по методике Казиника мне хотелось бы видеть в школе на постоянной основе. С какой частотой пока сложно сказать, но однозначно, что они должны быть регулярными и для всех возрастных групп.
Еще одно очень приятное открытие - это
БеркоШко, в Киеве. Она основана, конечно же, группой единомышленников-родителей для своих детей. Школа разрослась и пополняется новыми учителями и учениками. Эта школа - замечательная и создана она творческими людьми. Каждый урок - праздник творчества и собственных размышлений. Находок в этой школе много, перечислять долго. Я просто рекомендую читать их блог(жаль, что он только на украинском и возможно не всем будет доступен), видеть их подход к урокам по математике, биологии, чтению и т.д. Там столько интересного для родителей, которые обучают детей дома, для альтернативных школ, для групповых занятий. Я однозначно возьму с благодарностью массу идей для школы у мастеров БеркоШко!
Вот поделилась своими мыслями и находками. Рада, если они окажутся Вам полезны. Пишите, если хотите обучать детей в школе, которую я формирую, или если желаете в ней работать.