Практически каждый сайт политических новостей и аналитики сегодня публикует статистику. Числа агрессивно светятся на экране, и в человеческом сознании невольно включается механизм «с большинством». Почему если 50 (60 или 40) % россиян думают так, я должен думать иначе? И редко кто дочитывает данные до конца и вникает в суть написанного.
В эпоху кризиса опросы общественного мнения посвящены в основном мнению людей об экономическом положении в стране. Верить или нет этим цифрам, каждый решает для себя, особенно если знает, как иногда составляются опросные листы и, тем более, как подчас ведут себя сами опросчики. Тем не менее, залогом успеха экономической статьи является график (даже если смысл его в школе проходят, при должном оформлении он смотрится очень внушительно), а залогом успеха пространных рассуждений о народе - какое-нибудь число, не всегда даже достоверное.
Почему же мы так верим числу, и так дешево покупаемся на дешевые провокации? Можно объяснять это тем, что в потоке букв число просто выделяется, можно говорить о том, что большие числа всегда выглядят внушительно, но суть останется не в этом.
Данные даже самых надежных центров можно трактовать по-разному, информация всегда более зависит от представления, чем от содержания. Все зависит от аналитика, который этими числами оперирует. Люди терпеть не могут неприкрытых манипуляций, но сами идут на удочку тех, кто играет данными опросов, ибо им кажется - числа… это же точно, их же невозможно подтасовать или изменить! Объективные числа…
Если цифры близки к реальности или похожи на правду, мы их покупаем, нам они нравятся, и для нас они «волшебным образом» объясняют картину происходящего вокруг. Почему же для публикации в СМИ берутся самые шокирующие данные опросов? Потому, что любому сайту, любой газете и любому Интернет-изданию нужно быть читаемым. А какое окошко, скорее всего, останется висеть на столе офисного менеджера, или любого другого представителя среднего класса? Неужели длинный аналитический текст? Конечно же, останется именно то окошко, в котором красным светится число 43%, с подписью
«Россияне ожидают ухудшения экономической ситуации в стране в ближайшее время». Конечно ожидают, не совсем же они еще глупы, кризис пока не пройден, и потом всегда проще верить в худшее, чтобы хорошая ситуация показалась раем, чтобы положительная динамика была более заметна. Нам нравится бояться.
Числом можно убедить людей очень и очень во многом, особенно если эти люди плохо знакомы с экономикой. Число и яркая картинка - лучшие манипуляторы в Интернете, особенно, если после числа стоит значок %, а после картинки - пугающий заголовок. Когда нас спрашивают «Ты что, как все?», большинство из нас ответят: «Конечно, нет. Я - особенный!», однако, когда мы видим «мнение» 50% россиян нам хочется верить в то же, во что верят они. Потому что в нас срабатывает стадный инстинкт и подсознательное желание быть защищенным мнением толпы, большинства. Потому мы пугаемся страшным числами и доверяем им.