ЕГЭ или не ЕГЭ. Школьные учителя не видят альтернативы единому госэкзаменуВладислава Яворская: "Набрали курс инвалидов", "дети, умеющие только решать тесты" - именно такие эпитеты шепотом передаются в университетских коридорах. Отношение и к ЕГЭ, и к нашему набору в престижных Московских вузах самое что ни на есть негативное. И это притом, что администрациям вузов была дана возможность ввести у себя дополнительные испытания. Не ввели почему-то. Сами виноваты. читать далее Прошу прощения у читателей своего блога за то, что совсем не пишу сюда. Дела хозяйственные и учебные отнимают уйму моего времени, так что пока читайте меня на Либерти.
Утихла волна возмущений ЕГЭ, прекратился поток статей о том, как же сдавали выпускники этого года экзамены, а между тем те, кто поступил в этом году в вузы по новой системе, готовятся к первой сессии, а преподаватели к первой реальной на их взгляд проверке знаний ребят.
Я сама учусь на первом курсе и знаю, как к нам относятся и преподаватели, и старшие студенты. "Набрали курс инвалидов", "дети, умеющие только решать тесты" - именно такие эпитеты шепотом передаются в университетских коридорах. Отношение и к ЕГЭ, и к нашему набору в престижных Московских вузах самое что ни на есть негативное. И это притом, что администрациям вузов была дана возможность ввести у себя дополнительные испытания. Не ввели почему-то. Сами виноваты.
Если для гигантов отечественного образования ЕГЭ - необъективный и неэффективный способ оценки знаний абитуриентов, то для региональных вузов - последний шанс добрать ребят на не слишком престижные специальности. Туда, куда при экзаменационной системе абитуриенты просто не подавали документы, надеясь поступить на бюджетные, или, на крайний случай, платные места более престижных специальностей, теперь выстраиваются очереди из выпускников с невысокими, но вполне приличными баллами по единому экзамену.
После президентского Послания, где Дмитрий Медведев заявил, что "единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования", в педагогических кругах вновь стали обсуждать тему ЕГЭ и альтернативных вариантов оценки знаний школьников. Объективен ЕГЭ или нет, чем лучше или хуже ЕГЭ других способов попасть в вуз. Нужды ли вообще экзамены при поступлении в вуз и выпуске из школы? Насколько хорошо работает система олимпиад? Эти вопросы обсуждаются учителями на протяжении всего года.
Сказать что все учителя однозначно за или единогласно против ЕГЭ нельзя. Даже здесь, в профессиональной среде, сколько людей, столько и мнений. Так, одна из посетительниц форума Педсовет, Оксана Зотова,
пишет: "Субъективизм и ложь увидела, когда была на ЕГЭ в 11-ом классе! (сама работаю учителем начальных классов). Теперь я знаю, как можно (и сдаётся!!!) ЕГЭ в школе на "хорошо" и "отлично"! Не знаю, что делается сейчас при сдаче ЕГЭ, когда школы перешли на НСОТ!"
Одновременно другой посетитель, на том же форуме
защищает новую систему: "На 90% оценки в журналах -- вообще ставились НИ ЗА ЧТО. Некий клип, спихнутый на очередной "контрольной", был предлогом для выставления оценки -- ради священного долга "аттестации". <…> И теперь стонут, что к ЕГЭ надо "красить газон". А раньше -- и ВООБЩЕ даже не красили! И, отговариваясь тем, что предмет "не всем нужен" -- переставали учить всех -- и кому нужен, и кому не нужен. <…> А ещё отговаривались тем, что хоть ни детей ничему не выучили, зато они их якобы "развивали"! <…> А развили -- умение спихивать, хитрить, увиливать и втюхивать. И теперь ЕГЭ мешает им, дескать, вот этак "развивать"!"
Предложения по реконструкции системы ЕГЭ самые разнообразные: начиная от дифференциации предлагаемых на экзамене заданий и выставляемых оценок, заканчивая полной отменой вступительных испытаний в вузы и отсев студентом первой сессией. Разрабатывая идею разделения экзаменов для учащихся базового и профильного уровней, учителя
пишут: "Сдавать Егэ или не сдавать, я думаю, сейчас вопрос заключается не в этом. Чтобы варианты не казались смешными для учителей и некоторых продвинутых учеников, должны быть по-крайней мере 2 варианта. Один - для учеников базового уровня, которым Егэ нужно лишь для получения аттестата , а второй- для профильного, которым он нужен для поступления в Вуз. Так как это было раньше с вариантами экзаменационных работ. И тогда большинству не понадобится помощь извне. А в сертификатах указывать в каком объеме сдавался экзамен (скольки часовая программа). И выбирать вариант для сдачи должны дети (может быть вместе с родителями), а захотят через год- другой поменять свой выбор, пожалуйста, сдавай вариант, который откроет тебе другую дверь. Это мое мнение".
Более радикальная позиция заключается в том, чтобы вообще отменить вступительные экзамены в вузы и отсеивать студентом согласно результатам первой сессии, или даже более радикально: при приеме на работу. Правда тут возникает проблема нехватки аудиторий и мест в общежитиях, а так же резкого повышения преподавательской нагрузки. Вот
мнение Александра Гольдина: "Альтернатива ЕГЭ, безусловно, есть: отменить ЕГЭ и всякую итоговую аттестацию вовсе <…> В вузы принимаем всех желающих; проблемы с нехваткой аудиторных мест и преподавателей в случае большого наплыва студентов вполне решаемы. Для приема на любую работу проводим очень жесткие квалификационные экзамены <…> Не поверите, но о необходимости квалификационных экзаменов говорил, если не ошибаюсь.... А. А. Фурсенко. Конечно, программы этих квалификационных экзаменов должны быть открыты и широко доступны всем желающим (собственно, требования к знаниям и умениям по каждой профессии уже сегодня нормированы в тарифно-квалификационых характеристиках). Вот и все, собственно. Очень простая система. Не образование-статус (= аттестат, свидетельство о ЕГЭ или диплом), а образование -- реальные знания + жесткая система профотбора при поступлении на работу. И все встанет с головы на ноги".
Активно обсуждаются участниками форума и альтернативы сдачи ЕГЭ менее радикальные. Однако как обнаружили в ходе дискуссии учителя, не смотря на то, что альтернатив ЕГЭ немало, реализованы они могут быть лишь узким кругом учащихся. Так на вопрос одной из посетительниц учительского форума о том, какие же именно есть альтернативы ЕГЭ, был составлен следующий
список:
1. Отъезд на завершение среднего образования за границу.
2. Получение справки вместо аттестата.
3. Олимпиады.
4. Сдав русский и математику,
а) идти работать,
б) в профобразование.
А вот
фрагменты из обсуждений этого списка: "Получается, что альтернативы ЕГЭ практически нет. То, что предлагаете Вы (отъезд за границу и прочее) это не альтернатива, а избегание ЕГЭ. Но отъезд за границу, олимпиады - это для очень немногих, справка об окончании школы - это удар по креслам чиновников от образования. Что остается из вашего списка? ЕГЭ по русскому и математике".
"Конкретно - альтернатива ДЛЯ ЧЕГО? Для выпуска или "впуска"? Какая -- альтернатива? "Традиционные" экзамены показывают неизвестно что, по вкусу данной школы. Некоторые (не худшие) вузы имеют альтернативу для "впуска" в виде вузовских "олимпиад" (на самом деле альтернативных экзаменов, а никаких не олимпиад) и официально разрешённых своих экзаменов. Ну, поступление через Всероссийские настоящие олимпиады тоже есть - но это уже касается слишком немногих. Эти "альтернативы", о которых пишете Вы, будут свидетельствовать о каком-то уровне ЗНАНИЙ - или будут лишь предлогом для аттестации за одну только отсидку в школе?"
Как мы видим, ЕГЭ большинством школьных преподавателей воспринимается как неизбежность. Для кого-то пугающая, для кого-то омерзительная, а для кого-то счастливая. Но в данном случае непринципиально как именно относятся те или иные учителя к ЕГЭ, фактом остается то, что они приняли новый экзамен и готовы работать в новых условиях.