Приехав минут за 15 до начала, я успела перехватить чашку кофе и пару бутербродов с партийного стола. Завтрак разбудил меня окончательно и я, вместе с Дарьей Митиной (
kolobok1973), села на первый ряд гостевого зала любоваться на специалистов по российским политическим процессам.
Говорили сегодня в основном о модернизации и либерализации. Здесь же мелькали и некоторые другие -ции, например демократизация. Больше всего поразил мое воображение Иосиф Дискин, который так затейливо комбинировал вышеупомянутые термины, что шедевры подучились столь же витиеватые сколь и непроизносимые. Одни только демократическая модернизация, перемежающаяся с прагматической демократизацией приправленные их гибридом - прагматической модернизацией чего стоят. В общем, выступление вышло запоминающееся.
Следующим выступал Андрей Колесников, привлекший внимание слушателей заявлением «Я против демократии». Господин Колесников предостерегал от исключительно гаджетной модернизации, а так же от модернизации, замыкающейся в рамках крупных городов. В его выступлении мне очень понравилась одна фраза: «Что бы мы не строили у нас получается Автомат Калашникова. Даже когда мы начали строить онлайн-демократию, получили блогера Калашникова».
Глеб Павловский отмечал, что дискуссия, предложенная Медведевым, была утоплена в разговорах о целях и субъектах модернизации. Он же актуализировал тему защиты Конституции и ее роли в модернизационном процессе. Алексей Чеснаков развеивал политические и экспертные мифы, а Андрей Воробьев говорил о прошедших и будущих выборах. Еще множество выступлений о модернизации и демократизации было на сегодняшней секции, но, безусловно, самой зажигательной, стала речь Сергея Кургиняна. Кургинян заявил, что готов быть расстрелянным за модернизацию (уж не знаю, насколько это нужно, но, тем не менее, звучало весьма убедительно). Он довольно эмоционально бил кулаком по столу, требовал запретить вывоз капитала из страны. Сразу видно, что человек действительно беспокоится о судьбах страны! И, наконец, политолог Сергей Марков говорил о самозакручивающихся спиралях лояльности и чьей-то злой воле, требовал сформулировать российскую модель модернизации и высказывал опасения возможного формирования сырьевой олигархии.
В целом дискуссия получилась не такой плодотворной как
на сентябрьской секции. Но меня очень порадовала скоординированная работа организаторов, в том числе и перепечатанные бэйджи (на прошлых секциях нам выдавали таблички, датированные третьим апреля). В заключение: советую всем присматриваться к многоуважаемым экспертам не в зале, а в гардеробе. Таких удивительных сочетаний верхней одежды и головных уборов, как у политологов я не встречала, пожалуй, нигде больше.