Из стола... Вешаю текст, которому уже почти месяц, но он не теряет своей актуальности. Пока под замок, ибо написан пост на эмоциях, а править, даже спустя некоторое время не решаюсь.
UPD. Вынесла пост из-под замка по просьбе некоторых друзей.
Говоря о современной молодежи, эксперты часто употребляют такое выражение, как потеря ориентиров. В чем выражается эта потеря на общественном уровне понятно практически каждому: низкий уровень образованности, при, зачастую не одном высшем образовании, падение морального облика молодых людей, вредные привычки, отрицание авторитетов. Однако, замечая потерю ориентиров общественных, редко говорят о потере личностных ориентиров молодых людей.
Наше поколение отождествляется с этакими рациональными детьми, которые с 5-ти учат не один иностранный язык, а с 12 знают, кем собираются быть и что именно нужно делать для того, чтобы стать тем, кем запланировано. Действительно, многие ребята выглядят типичными яппи, в то время как на самом деле потеряны и смущены необходимостью очень рано для них, юных и неуверенных в себе ребят принимать жизненно-важные решения.
Главным самостоятельным решением для нынешнего поколения 90-х становится выбор высшего учебного заведения. Именно он показывает, какой же путь избирает для себя молодой человек, кем он хочет быть. Профессия, пусть даже получаемая в высшем учебном заведении настраивает на спланированную, но в целом обыденную жизнь: дело в руках, есть, на что содержать семью, да и необходимость быть личностью, заниматься творческой деятельностью, искать и познавать, не велика: на уровне потребностей среднего, «серого» человека.
Если же молодой человек идет получать образование: набор энциклопедический знаний, дающий широкий кругозор, но, при этом не спускающий «дела в руках», значит, он претендует на жизненные трудности, искания, и, в качестве награды на возможность попадания в элитарные круги. Собственно разница между профессией и образованием и определяет степень включенности человека в элиту.
Что же мы имеем сегодня? Молодые люди, нередко перекладывают ответственность на родителей, или же самостоятельно выбирая свое будущее, все чаще выбирают в пользу профессий. Даже те, кто по своем статусу должны были бы составить будущую элиту страны: призеры олимпиад и конференций, блестящие ученики, медалисты, выбирая специальность в самых престижных вузах России - МГУ, МГИМО, ВШЭ пишут, что понимают, кем будут работать пиарщики и рекламщики, знают, где будут преподавать, если закончат юридический, а вот что такое философия, или кем является политолог (кстати, скорее профессия, чем образование, по крайней мере, в сегодняшней России) просто не знают. Для них это некая специальность в заветном МГУ, с подходящими экзаменами и совершенно непонятной сущностью.
На первый взгляд обычные метания юного создания, однако, когда такие метания превращаются в устойчивую тенденцию роста числа экономистов и юристов, следует бить тревогу. О нет, наша молодежь не отказывается от претензий на вхождение в элиту, просто элитой для нее стали успешные менеджеры, работники офисов с машиной, квартирой и дорогим телефоном, а никак не интеллектуалы, порой не много зарабатывающие и не с такими навороченными телефонами.
Как такового вырождения элиты пока нет: есть вырождение образа элиты в головах современного поколения. В чем именно заключается элитарность и что за ней стоит неизвестно молодежи, потому они принимают за элиту тех, к то воплотил «американскую мечту». Развращенные СМИ и культурой наслаждения, жаждущие машин и дорогих телефонов, стройными рядами уходят те, кто мог бы стать надеждой нации в погоню за своей американской мечтой. И именно это может привести к уже настоящему вырождению элиты будущего. Мы, страна, претендующая на роль одного из крупнейших центров образования и науки и поставившая одним из приоритетов строительство инновационной экономики, можем оказаться без людей, способных сменить прежнее поколение элиты. Именно тогда нас и «подхватят» те, кому выгодна слабость России. Без оранжевых революций и свержения «кровавого режима».
Развитие молодежной политики, Год Молодежи, образовательные программы направлены именно на то, чтобы мы не теряли нашу молодежь. Не теряли не только общую ее массу, губящую себя вредными привычками, но и ту ее часть, которая готова стать во главу будущей России. Готова - не значит, хочет, а значит, понимает, на что идет. Готова, значит, умеет и знает, как, или хотя бы знает чему именно надо учится.