Вчера на сайте председателя Правительства Российской Федерации был опубликован антикризисный план на 2009 год. Довольно солидный документ включает в себя не только приоритеты антикризисных мероприятий, но и конкретные предложения по антикризисному управлению российской экономикой на ближайший год.
Кризис - период огромных возможностей, и, вместе с тем огромных рисков для Правительства. Именно в это тяжелое время власть получает максимальный контроль над экономической системой страны и максимальные полномочия по ее реструктурированию. По сути, кризис - это время строить, время менять систему и придавать новую форму экономической архитектуре. Однако, одновременно, это еще и огромный риск для управленческой команды страны не справиться со сложившейся ситуацией и оказаться аутсайдером в гонке за доверие избирателей.
Именно для того, чтобы не потерять доверие граждан, для прозрачности действий правительства и публикуется план, предлагаемый нынешней властной командой. Что действительно удачно в новом плане, так это то, что программа действий является достаточно реалистичной: мы отказались от эфемерного прорыва в кризисный период, и готовимся лишь сохранять потенциал для будущего экономического роста - как производственный, так и людской, не даром первым приоритетом в заявленном плане выделено обеспечение социальных программ. Все дальнейшие приоритеты - от третьего до седьмого представляют собой ожидаемую и адекватную реакцию Правительства на кризис: стимулирование спроса, формирование мощной финансовой системы и обеспечение макроэкономической стабильности. Все они, так или иначе, перекликаются с главной задачей - не потерять уже имеющееся, сохранить потенциал, пережить кризис с наименьшими потерями.
В плане тезисно представлены и раскрыты основные приоритеты антикризисного управления, а далее идет крайне занимательная таблица мероприятий по оздоровлению Российской экономики, с указанием их бюджета и конкретных действий, предпринимаемых правительством.
К сожалению, не для всех программ указаны планируемые затраты или источники финансирования, что означает недостаточно детальную проработанность антикризисного плана. Понятно, что даже меры законодательного или пропагандистского характера требуют хотя бы минимального обеспечения средствами. Иногда в таблице указана общая сумма на пункт, не распределенная между подпунктами направления, что создает возможность избыточного финансирования одних антикризисных мер за счет дефицита бюджета на другие.
Разработкой антикризисных мер в нашей стране занимается не только Правительство и официальные госструктуры. Привлечение гражданского общества к поиску антикризисных решений должно являться одной из составляющих плана развития страны на ближайший период. Как известно, граждане куда лучше знают проблему «изнутри», и могут сделать конкретные предложения по помощи людям, страдающим от кризиса. Именно популяризацией народных антикризисных мер, мы можем добиться наиболее безболезненного выхода нашей страны из кризиса.
В последнее время все больше и больше появляется в сети советов по экономии семейного бюджета, иногда даже в виде целых сайтов:
http://www.smekalka.org/.
Еще одним, безусловно, важным ресурсом являются эксперты, креативные идеи которых иногда являются наиболее рациональным способом решения той или иной задачи. В качестве примера можно привести
мнение Сергея Чернышева, представленное в формате видеоблога КШБ. Донесение таких вот народных и гражданских инициатив как до широких слоев населения, так и до представителей власти может помочь бороться с кризисом по всем фронтам.
На полях:
Новый План Путина - теперь антикризисный :-) ЕВПОЧЯ.