Явление, описанное в школьных учебниках, упоминавшееся не раз в СМИ и, тем не менее, не замеченное бывшими абитуриентами проявило себя в полной мере. Имя ему - избыточное образование, иначе говоря, переизбыток представителей некоторых профессий и острый недостаток других. Ребята, которых родители отправляли учиться на престижных экономистов и юристов оказались на выпуске с дипломом, резюме в кадровом агентстве и практически без возможности устроиться на работу по специальности. Платное образование в этих сферах зачастую не окупается, более того, требуются дополнительные затраты на перепрофилирование.
Сегодня
Интерфакс опубликовал статью, со статистикой по некоторым избыточным профессиям - она, как и ожидалось, неутешительна. Работу не могут найти в основном молодые специалисты, попавшие на волну популярности избыточных ныне профессий. При чем если бы все они шли на свои факультеты исключительно из любви к предмету, действительного желания стать юристом\экономистом\менеджером, их ошибка была бы объяснима - сложно сопротивляться «зову сердца». Однако в основной массе это люди, которые к окончанию 11 класса просто не могли определиться со своей судьбой, не знали, что им интересно и пошли на модный факультет.
В то время, как растет процент безработицы некоторые предприятия (даже весьма успешные) бьют тревогу из-за недостатка сотрудников. Звучит странно, однако любому человеку, знакомому с системой переподготовки кадров известно, что человека можно «доучить», наложить некоторые практические знания на уже имеющуюся базу, но никак не переучить на совершенно противоположную специальность. Огромного же количества студентов второго высшего страна может просто «не потянуть» - необходимы работающие налогоплательщики, а не «вечные студенты».
Не только из-за моды, но и по причине приличного заработка представителей подобных профессий шли люди на экономические, юридические и управленческие специальности. Молодежи хотелось чистой, «не пыльной» и легкой работы. После развала Советского Союза у нас исчезла культура простого труда: физического, нелегкого, но уважаемого. Сейчас на стройке можно заработать порой больше, чем в офисе, однако здоровые и крепкие парни идут перекладывать бумажки, не желая «марать белы рученьки» физическим трудом.
На школьном уроке фраза «профессия - сталевар» вызывает смех в классе, хотя искусство сталевара требует большого количества знаний, умений, и весьма неплохо оплачивается. Это уже не говоря о стереотипе «пьющий сантехник», «бомжеватый дворник» и т.д. Да им немного платят, у них нелегкая и малоуважаемая, часто, работа, однако, если мы изменим свое отношение к «обслуживающему персоналу» и перестанем презрительно коситься на уборщицу, дворника и сантехника, возможно, их станет немного больше.
Понятное дело, что никто, из читающих этот пост людей не хочет свои детям судьбы дворника и, конечно, отправит учиться на престижную специальность, однако прежде чем решать, кем будет ребенок стоит спросить его и присмотреться к его способностям. А, главное, предупредить чадо о том, что юристов, экономистов и менеджеров в стране уже много, и устроиться на работу будет сложно.
На мой взгляд, проблему избыточного образования необходимо решать в масштабах государства. Конечно распределение, квоты на определенные специальности не лучший выход из положения, ибо в этом случае будет процветать коррупция, однако некоторые меры предпринять можно. Во многих образовательных учреждениях уже вводятся предметы «введение в профессию», где психологи стараются выявить наклонности подростка. Активно развивается система переподготовки кадров, ставшая востребованной в кризис. Но этот, ставший особенно острым в кризис вопрос необходимо решать не только государственными мерами, но и активностью населения. Необходимо самим думать о собственной судьбе и будущем своих детей не только до вуза, но с перспективой на будущее трудоустройство.