Упорно бьюсь над возможностью объяснить лошадям сбор как энергетическую составляющую.
Осознанную.
Недоуздок окончательно отбросила на фиг. Разрешила себе, но не воспользовалась. (Сама выкопала "яму": они думают. Любая попытка насильственно притянуть понимание физическими средствами ведёт к бунту и к полному краху наших отношений.)
А та привязанность и нежность, которая нас связывает и является залогом совместных прогулок на свободе (самого любимого моего занятия), для меня ваза хрустальная и бесценная.
Понимаю, что любой, более трудный элемент может разрушить всё.
В учение надо завлекать.(с) И я пытаюсь изо всех сил.
Похоже сегодня мы перешагнули на следующую ступеньку сложности, не пошатнув дома.
Вчера ночью читала книгу Петушковой "Путешествие в седле по маршруту "Жизнь"".
В чём-то книга ужаснула, погрузила в воспоминания о спортивном прошлом, в чём-то даже успокоила: я перестала себя грызть, я разрешила себе немножко ошибаться. А для меня это - свобода от пожирающего перфекционизма. Парадокс: никогда не думала, что станет настолько легче.
И цитаты стали ещё одной частью моей внутренней полемики с самой собой и продолжением размышления о том, чего я ещё пока для себя не решила. Плюс опыт моей танцевальной профессии, где постоянно приходится работать "на воле".
"... Спросите спортсмена (или, например, артиста балета), легко ли ему даются тренировки, не болят ли мышцы. Еще как болят, но он силой воли подавляет в себе болевые ощущения и чувство усталости, он заставляет себя преодолевать их. Для преодоления такого рода трудностей необходим элемент самопринуждения. Или принуждения извне.
Все мы знаем, что такое хорошая осанка: плечи развернуты, грудь вперед, живот втянут - красиво. Допустим, вы такой осанкой не обладаете, но, разумеется, хотели бы обладать. Так примите ее, попытайтесь выглядеть красиво на протяжении четверти часа. Боюсь, не получится - в таком-то напряжении.
А лошадь на соревнованиях по выездке должна в полном сборе (то есть именно с хорошей осанкой) работать около пятнадцати минут.
Вы можете заставить себя сознательно, а лошадь что? Ей плохо, ей неудобно в таком положении, и она стремится от него избавиться. Ради ласки и вкусных вещей звери выполняют лишь то, что нетрудно. (А люди?)
Так вот, только желание избежать наказания, то есть еще большей неприятности, может побудить лошадь работать как надо, несмотря на усталость и боль в натруженных мышцах.
Насколько же велико напряжение мускулатуры во время выездки, судите вот по чему. Першерон целый день спокойно возит тяжелую телегу и устает умеренно. Спортивная лошадь за десять минут шага - подчеркиваю, шага! - в полном сборе вся может покрыться пеной и мылом, хотя порой, десяток километров проскакав, даже не вспотеет.
Выездка должна постепенно и настойчиво развивать у лошади умение ходить в полном сборе, чтобы это стало для нее естественным, не причиняло никаких неудобств. Как осанка у умелого гимнаста. "
Хех, осанка вещь энергетическая.
Но факт: сегодня лошади меня не "съели" эмоционально - работали сами. Иногда такое бывает и с учениками в зале хореографии.)
Тогда я реально начинаю танцевать по жизни.)