СПАСИБО ВАМ...

Apr 01, 2023 06:45


Наставник - это опытный коллега, который помогает новичкам осваиваться в организации или каком-либо деле. Как стать наставником? Или, быть может, им рождаются? Именно об этом я и хочу рассказать. Вряд ли найдется человек, который в начале своего профессионального пути изберет стезю наставника. Наставником можно стать, если ты сам уже достиг определенных высот в профессии и тебе есть чем поделиться с другими. Но чаще всего, наставником делают нас те, кто видит в нас «маяк», спасительную «ступеньку» на пути к профессионализму. Поэтому, говоря о наставниках, я хочу вспомнить тех, кого уже давно считаю своими профессиональными «маяками». Синодкина Лариса Георгиевна. Без этого человека в моей жизни не было бы увлекательного путешествия в страну педагогики. Классный руководитель, учитель русского языка и литературы, человек, увлеченный искусством и театром, именно Лариса Георгиевна каким-то внутренним чутьем определила мой дальнейший профессиональный путь. «Иди в педагогический! Это твое!»- твердо изрекла учительница, определяя мое будущее в конце 9 класса. А до этого была совместная проверка тетрадей, внеурочные разговоры о книгах, фильмах, спектаклях, беседы о русском языке как о живом, подчас загадочном в свое развитии, мире. Участь моя была решена. В старших классах мой интерес к педагогике и словесности продолжали развивать не менее значимые для меня педагоги: Соболева Валентина Яковлевна и Чистякова Казимира Львовна. В сложные 90-е годы Валентина Яковлевна умудрялась не только поддерживать во мне интерес к классической литературе, но и бесстрашно предлагать к прочтению книги, которые только-только становились популярными (впечатление от прочтения «Мастера и Маргариты» в трактовке Валентины Яковлевны до сих пор не отпускает меня). Казимира же Львовна не только развила во мне интерес к поэзии («читай не только классику, но и современную поэзию - никогда не знаешь, кто станет следующим пушкиным»), но и привела меня в театр: сначала в школьный драмкружок, а потом и в городской театр «Вечерний звон». Так до самого окончания школы меня вели эти три замечательные учительницы, никогда не отказывая в помощи, давая жизненные советы, показывая работу учителя со всех сторон, чтобы не возникало розовых иллюзий. В это же время был еще один человек, которого я навсегда определила для себя наставником в мире театрального искусства - Гнитий Федор Яковлевич, режиссер народного драматического театра, знаток и создатель самобытных постановок пьес А.Н.Островского. Попасть в труппу к Федору Яковлевичу было половиной дела, нужно еще было удержаться! Начинающие члены труппы (среди которых была и я) не только получали возможность выйти на сцену во второстепенных ролях, но и обязаны были освоить ремесло костюмера, гримера, декоратора. Метод Гнития был прост: сегодня ты костюмер, изволь держать все под контролем. И так во всем! Благодаря общению с Федором Яковлевичем, я на себе испытала всю нелегкость театрального служения. Это была настоящая школа жизни! В это же время у меня был еще один наставник в области искусства - Богачева Наталья Владимировна, художник-монументалист, живописец, мастер в технике мозаики. В далекие 90-е годы Наталья Владимировна собрала в нашей школе изостудию, где каждый имел возможность развить в себе художника. Мы с подругой были самыми упертыми! Наталья Владимировна часто засиживалась с нами допоздна, заставляя прорабатывать детали рисунка, призывая добиваться точности и естественности. «Нахлынет - рисуй!»-часто повторяла мне Наталья Владимировна. Потом была еще одна художественная студия, куда перевела меня Наталья Владимировна, а потом и Подольская художественная школа (которую я, к сожалению, не успела закончить из-за поступления в колледж). Но все последующие годы, пересекаясь мимолетно с Натальей Владимировной, слышала неизменно: «Нахлынет - рисуй!». В конце 90-х годов я стала студенткой Московского Областного Педагогического колледжа (ныне Губернский колледж г.Серпухова). За три года обучения в нем я познакомилась с большим количеством интересных людей и многих могу назвать своими наставниками. Но по истине настоящим наставником для меня стала преподаватель русского языка и литературы Бидина Татьяна Александровна. Она, как и Лариса Георгиевна, учила меня смотреть на русский язык и литературу не только как на мою будущую работу, но и как на проявление человеческой жизни. «Всегда читай, тогда будешь интересна детям», «Ищи произведение, которое затянет именно этих детей», «Не бойся чего-то не знать - учиться придется всю жизнь» - сколько еще простых и мудрых советов я переняла у Татьяны Александровны! Именно благодаря Татьяне Александровне я продолжила свое обучение в Московском Областном Педагогическом институте, который теперь известен как МГОУ. Из проверенных рук Татьяны Александровны я попала в не менее профессиональные руки педагогов высшей школы. Боброва Светлана Владимировна, Крылова Снежана Владимировна, Кунарев Андрей Александрович, Козин Александр Александрович…Все они убеждали меня, что для того, чтобы учить чему-то, нужно в этом жить. «Не бывает филологов с 9 до 18»,-повторяли мои педагоги. И в этом я убеждаюсь до сих пор. Радует, что с этими педагогами я могу общаться и по сей день уже на равных. Когда настало время выбирать место работы, я вернулась в родную школу, к своим учителям. И очень важно, что Синодкина Лариса Георгиевна продолжила быть моим наставником, но уже более требовательным, придирчивым. Она явно хотела, чтобы я держала «ее марку». Когда Лариса Георгиевна уходила на заслуженный отдых, она бережно передала мне всю свою методическую библиотеку, многие книги из которой теперь уже можно считать раритетными. Вот уже более 20 лет я храню эти книги и пользуюсь ими. В этом году уже 25 лет как я работаю учителем русского языка и литературы. Помню ли я всех своих наставников? Да! Могу ли я себя назвать наставником? Теперь уже да. С 2000 года я возглавляю школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №17. Вместе с коллегами я училась профессиональным педагогическим хитростям, постепенно обучая им уже вновь пришедших педагогов. К сожалению, не все остались работать в нашей школе и вообще в профессии. Но те, кто остался, всегда благодарят за ценный совет, за поддержку, за надежное плечо. Я всегда стремилась к единению с коллегами, мы почти семья. Именно коллективизму в труде учили меня мои наставники. А ученики? Считают ли они меня своим наставником? Да. В этом я убеждаюсь регулярно. С большинством своих учеников я продолжаю поддерживать связь. Кто-то объединился в социальных сетях и добавил меня в группу или чат. Кто-то пишет и звонит лично, даже если мы общались последний раз много лет назад (почти все телефоны за прошедшие 25 лет я храню в телефоне). И уже приходится давать советы, подсказывать, утешать повзрослевших учеников в их проблемах с детьми, с поиском работы, как вновь найти себя. Регулярно встречаюсь с выпускниками и всегда слышу слова благодарности. Радует, что все они нашли себя в жизни, создали семьи, построили карьеру, родили или усыновили детей. Есть ли среди них известные и знаменитые? Да. Мне очень приятно осознавать, что когда-то давно я повлияла на их выбор. Илья Алексеевич Дубов, мастер спорта РФ по киокусинкай карате, Победитель Первенства Японии, 6-й чемпион России. Уже сам подготовил 5 мастеров спорта РФ. Но до сих пор при встрече благодарит меня за то, что я поверила в него, поддержала на пути к спортивной карьере. Сколько бесед провела с родителями Ильи, чтобы они поверили, что спорт для сына не просто увлечение, а целая жизнь. Ирина Львовна Попкова (Баринова), основатель Актерской академии, помогающей детям (и взрослым) обрести себя в актерской профессии. Когда-то Ирина сама пыталась стать актрисой, но потом поняла, что у нее лучше получается помогать другим обрести себя. Академия Ирины готовит ребят к поступлению в театральные вузы страны, разрабатывает уникальные методики вхождения в актерскую профессию. А в начале этого пути были долгие споры, сомнения, разговоры о том, стоит ли заниматься актерской профессией, как перестать бояться сделать первый шаг. Я очень рада, Ира, что у тебя все получилось! Варвара Бойко, Елизавета Хачатурян, Роман Юраго, мои ученики, тоже нашедшие себя в актерской и модельной профессии. Наблюдаю за их успехами в соцсетях, хожу на их спектакли и вижу, как растут они профессионально. При этом все они благодарят меня именно за то, что верила в них и помогала им поверить в себя. Творческий человек - это всегда сложный поиск себя. Даже родители не всегда способны поверить в своего ребенка, и тогда ученики идут к тебе, к учителю, и ты вместе с ними ищешь тот единственно верный путь. Константин Александрович Щукин, бессменный заместитель директора по безопасности в нашей школе. Наверное, это самый первый мой ученик, который выбрал учительский путь благодаря моим стараниям и стараниям его замечательной мамы. Теперь я с уверенностью могу сказать, что не ошиблась в Константине Александровиче: работа с детьми - это его путь! Так как же стать наставником? Ни в одном вузе, ни на одних курсах вас не научат этому. Это умение можно только передать другим, получив его когда-то от своих наставников. И важно помнить, что истинный наставник не тот, кто мелькает на экране телевизора, в чатах соцсетей, участвует в популярных общезначимых мероприятиях, получающий награды от высшего руководства. Очень часто истинным Наставником считают того, кто был рядом в трудную минуту, кто помогал выбрать жизненный путь, кто шаг за шагом вел тебя через все трудности на профессиональном пути. Кого до сих пор считаешь авторитетом для себя, к кому прислушиваешься, будучи уже сам профессионалом. «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера»,- так написал о наставниках замечательный поэт Николай Добронравов. Не могу не согласиться с его словами. Спасибо вам, мои Наставники! Спасибо, что когда-то встретились мне на пути, поверили в меня. И спасибо тем, кто уже меня назвал своим наставником, поверил мне и стал профессионалом своего дела.
Previous post
Up