• Каждый ребенок - талант. С ним все в порядке. Видеть в ребенке личность, самые лучшие качества, сильные стороны - задача родителей, даже тогда, когда пока ребенок эти качества не всегда демонстрирует.
• Изменения и развитие ребенка не только возможны, но и неизбежны.
Дети очень быстро растут. Мощные изменения происходят в их теле за первые 7 лет, например, мозг ребенка к 7-ми годам достигает размеров взрослого человека на 95%. Изменения происходят в психическом развитии. Каждый день привносит ощутимый результат в развитии ребенка. Вне зависимости от присутствия взрослого ребенок развивается. Но как? В этом и заключается роль родителей, чтобы каждый период наиболее благоприятного развития тех или иных способностей был во время замечен и использован для развития.
• У ребенка есть все необходимые ресурсы для развития в соответствии со своим возрастом. Так думают коуч-родители. Они знают природу и возрастные возможности ребенка и позволяют детям приобретать свой опыт. В развивающих для детей ситуациях они не дают подсказок или советов, понимая, что любой совет в этом случае - это недостаточная вера в ребенка, в его способности.
Советы не дают ребенку взять на себя ответственность в определенных ситуациях, например, когда ребенок хочет сам решить, что и как нарисовать, что ему одеть или что съесть.
И напротив, если ребенок пока не в состоянии справиться с чем-то, родители не опережают события, не требуют от ребенка невозможного, а помогают и терпеливо ждут.
Например, ребенок не может оценить и понять эмоции и трудности взрослых, и поэтому не стоит говорить ему о том, как трудно родителям живется, как все устали. Для детей родители - волшебники. Дети считают, что родители все могут, для детей родительское пространство - это пространство безопасности, заботы, любви и доверия, которое впитав с детства, они смогут подарить потом уже своим детям.
• Ребенок в каждый момент времени делает самый наилучший выбор для себя. Зачастую это может не совпадать с пониманием и представлениями об этом родителей. Как поверить в то, например, что драка в школе и есть наилучший выбор? Однако, если родители смогут прояснить с помощью вопросов, что было истинной причиной драки, то удивительно, но там действительно будет ситуация наилучшего выбора для ребенка в этот момент. Другой вопрос как показать другие способы взаимодействия с миром в подобных ситуациях. Это уже задача родителей.
• В основе любого принятого решения или действия ребенка лежит позитивное намерение. Родителям не всегда это видно, но это так. За каждой поломанной машинкой лежит позитивное намерение - исследовать мир. За каждым рисунком на обоях лежит мотив творчества и самореализации и т.п. Когда родители это знают, тогда за каждым ограничением открываются возможности, а препятствие превращается в ресурс. И тогда нет ошибок - есть позитивная обратная связь, нет неудач - есть опыт.
Замечательная история Натальи Сусловой:
Эта история произошла с моим сыном Глебом, когда он учился во 2 классе. Это было трудное для нас время. Переход в новую школу. Адаптация к новым повышенным требованиям, новому учителю, новым детям, новым программам. Особенно непростой оказалась математика. От легких примеров первого класса на сложение в пределах сотни важно было перейти к действиям с трехзначными числами, уравнениям и т.п. по программе Л.Г.Петерсон. Вся жизнь сына и моя превратилась в череду выполнения домашних заданий. Ежедневно на выполнение уроков уходило по 3 часа. Причем это было для Глеба трудное занятие и всегда требовалось долго вдохновлять его на героический подвиг сесть за уроки. С другой стороны я понимала, что Глебу важно самому, без моего участия учиться, в том числе и дома, а самое главное было сохранить любовь к учебе, познанию нового.
И вот однажды, во время решения очередного уравнения, я вижу, что у сына нет ни вдохновения, не желания, выполнять уроки.
На мой вопрос: «Что ты сейчас делаешь? Над чем задумался?». Последовал ответ: «Ничего. Трудное уравнение. Не знаю, как делать. Все. Устал. Не могу».
И тогда вдруг я спросила его: «Скажи, Глеб, а какого цвета у тебя легкость?».
«Легкость?» - переспросил он и включился в диалог. «Легкость у меня - зеленого цвета» - последовал ответ. Я предложила ему взять зеленый карандаш и закрасить уравнение зеленым цветом, наблюдая за тем, как оно становится все более легким. И, о чудо! Уравнение полегчало. Оно оказалось облегченным этим зеленым цветом легкости. И волшебным образом было решено. «Ух ты, и совсем нетрудно» - сказал Глеб.
После этого легкость неоднократно меняла цвет. В другой день я смотрю, а Глеб закрашивает уравнение в желтый цвет. «Мама, сегодня у меня легкость желтого цвета». Потом она становилась то красной, то голубой… и вместе с ней приходила уверенность в том, что уравнения - это просто, что «Я обязательно справлюсь».
И вот однажды, спустя некоторое время я слышу, как Глеб разговаривает со своим другом-первоклассником Гришей по телефону. И судя по разговору, понимаю, что Грише, трудно дается выполнение какого-то задания. И каково же было мое удивление, когда Глеб задает Грише вопрос: « А скажи, какого цвета у тебя легкость?»… Так это бывает, когда мы научаем детей тому, что сможет сделать их жизнь радостнее, позитивнее, успешнее и как эти семена прорастают, затем в них и преумножаются, неся легкость кому-то еще…
Источник