Недавно я
рассказывала о том, как книги Эрви Тюлле незаметно вводят ребёнка в мир сюрреализма.
Сегодня хочется сказать пару слов об импрессионизме. А точнее о том, как взрослые рассказывают о нём детям.
В конце сентября я смонтировала для проекта "Дети и наука" последнюю лекцию. И была она как раз об импрессионистах. Ведущая этого цикла Анна Вихрова - научный сотрудник Пушкинского музея - говорит о "трепетных мазках" на примере картин Моне "Сирень на солнце" и Ренуара "Лягушатник".
Click to view
Не знаю, нравится ли такой формат детям (мой сын не даёт комментариев на этот счёт), но я получила большое удовольствие. Люблю подолгу стоять у картины и беконечно рассматривать её.
А не так давно в библиотеке я наткнулась на интересную серию детских книг об искусстве. Её написал и нарисовал Джеймс Мейхью (James Mayhew). В этой серии несколько книг об импрессионизме, в том числе книга "Кэти встречает импрессионистов".
Девочка Кэти приходит в картинную галерею с бабушкой.
У неё - у Кэти - удивительный дар: попадать в ожившую картину, разговаривать с нарисованными персонажами и возвращаться обратно. В книге об импрессионистах она хочет нарвать бабушке цветов, которые она увидела на картине Клода Моне "После ланча". Она забралась в картину, и Жан, оказавшийся сыном художника, помог ей с букетом и научил рисовать мазками.
Когда Кэти выбралась из картины Моне обратно в галерею, оказалось, что цветы начинают увядать, и она поспешила к картине Ренуара "Девочка с лейкой".
Девочки полили цветы, а потом побегали в саду, за что их и отругала подоспевшая мама девочки с лейкой. Убегая от гнева ренуаровской мамаши, Кэти растеряла цветы, но увидела, что можно набрать маков на картине Моне "Поле маков у Аржантея".
Но и маки Кэти до бабушки не донесла из-за того, что за ней погнались пчёлы. В конце концов Кэти очутилась в картине Эдгара Дега "Голубые танцовщицы", где станцевала так славно, что её осыпали цветами благодарные зрители. Вот эти цветы Кэти и подарила бабушке.
Не скажу, что читать о приключениях Кэти очень захватывающе. Бывает, видно, что повествование шито белыми нитками, и автору пришлось попотеть, придумывая повод перенести Кэти из одной картины в другую.
И всё же, несмотря на шероховатости реализации, сама идея кажется мне отличной: в каждой книге всего пять картин. Больше пяти - всё-таки сложно. Картина сначала показана в раме - в оригинальной версии. Затем, крупная иллюстрация того, что могло бы произойти, если бы к героям подошла современная девочка и стала общаться. Некоторые герои так и помогают Кэти до самого конца книги и только потом расходятся по своим "домам". И, кстати, о том, что картины написаны французами, напоминают вставляемые время от времени французские словечки: "Un bouquet? Oui, Jean, you go and help the girl."
К концу книги у детей уже складывается впечатление о том, что такое импрессионизм, и они могут - если захотят - прочитать на последней странице так называемую "серьёзную" часть: имена и даты жизни художников, определение жанра и его характерные особенности, местонахождение картин.
Думаю, что у такой ненавязчивой манеры подачи "учебной" информации большое будущее. Хорошо бы, как можно больше авторов поверило, что детям можно только намекнуть, приоткрыть и показать, а в остальном они прекрасно разберутся сами.