ГРЕКИ. НАРОДНИК ИЛИ ЛЮБИТЕЛЬ ПОДЛЫХ.

Nov 20, 2015 01:21

Если вы кого-то ждете, и не знаете чем себя занять ( в ожидании, согласитесь, время тянется бесконечно) почитайте греков. Чем древнее грек, тем быстрее летит время. И не удивительно! На преодоление такого временного отрезка уйдет уйма времени, но попытка добраться до того, что именно сказал Грек, нет не до сути сказанного, а до первоначальной мысли, очищенной от интепретации и вольномыслия переводчика, сделает временную бездну  совершенно незаметной, чем-то вроде прыжка через лужу.

Во и я, сидя в аэропорту, решила, что летучая логика  мне совершенно к месту. Я выбрала Теофраста. Характеры.

НАРОДНИК
 Пристрастие   к   черни  --  следствие   бессознательного  влечения   к
испорченному нравственно.
 Народник  сближается  с личностями,  проигравшими процесс  в  суде  или
Народном  Собрании, -- их  знакомство, по  его мнению, сделает его опытнее и
неуязвимее.  "Грешки водятся  и за  ними", --  скажет  он о  честных людях и
добавит, что честных людей нет, все на один образец. На человека честного он
нападает,  подлеца  превозносит  до небес.  Хочешь  ты  разоблачить проделки
негодяя -- он  соглашается, что в распускаемых про него слухах есть частичка
правды, но  у него, по его словам, есть и  такие  достоинства,  о которых не
знают:  он  неглупый малый, славный  товарищ, парень  хоть куда,  и  с жаром
утверждает,  что человека  лучше ему и встречать не приходилось. Он защищает
его в Народном Собрании и суде и  советует окружающим судить не по человеку,
а  по его делам. "Он, --  скажет народник,  -- для народа чистая  собака  --
оберегает его от обидчиков". "Перестанем мы дорожить подобным сокровищем, --
закончит он,  --  у  нас не будет борцов за интересы народа". Его клиенты --
темные личности; он участвует в судейских  плутнях, если бывает адвокатом --
речи противников истолковывает в дурную сторону.
 Вообще  любовь  к черни  -- сестра  нравственной испорченности. Недаром
есть поговорка: "Похожее с похожим и уживается".
(но как оказалось, им его звучит скорее как Теоферастос)

устар. принадлежавший по рождению к низшему, податному сословию, неродовитый
Этимология

Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: укр. пíдлий, белор. по́длы, чешск., словацк. podlý, польск. роdłу. Отсюда по́длость, диал. также в знач. «простой народ».Русск. подлый, вероятно, заимств. через укр. из польск. Изначально употреблялось в знач. «социально низкий, простонародный»; в совр. знач. - с XVIII века. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007); см. Список литературы.
Teофpаст. Характеры (Перев.Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1974.)

XXIX. Подлолюбие
1. Некоторые исследователи высказывали мнение, что этот Феофрастов подлолюбец - сторонник
крайней демократии, господства "черни" (охлократии) характер противоположный приверженцу олигархии (характ. XXVI) (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 254).
2. Имеются в виду лица, выдвинувшие против кого-либо обвинение в суде. Если это обвинение не собрало пятой части голосов судей, то по афинским законам такие обвинители подвергались, штрафу и частичному лишению гражданских прав (так называемой атимии) (ср.: Theophraste, Caracteres. Traduct. par O. Navarre. Paris, 1920, стр. 67, прим. 2).
3. Горделивое самонаименование профессиональных доносчиков (сикофантов), противопоставлявших себя таким образом "врагам народа" (ср.: Demosth. с. Aristog., I, 40).
4. В подлиннике prostathsai 'быть покровителем, защитником, патроном'. Все иностранцы, постоянно проживавшие в Афинах (так называемые метэки), должны были иметь какого-нибудь афинского гражданина официальным покровителем (патроном - prostathV).
5. В рукописях далее следует морализирующий эпилог какого-то византийца: "Вообще подлолюбие - это сестра подлости. И правильно гласит пословица: подобное стремится к подобному".

Teофpаст. Характеры (Пер.В.Смирина)
XXIX. ДРУЖОК ПОДЛЕЦОВ
    Благосклонность к подлецам - это тяга к низости, а дружок подлецов - это такой человек, который, встречая на своем пути людей, лишенных чести по приговору суда * или проигравших тяжбу перед народом, думает, что, общаясь с ним, он станет более опытным и прослывет более опасным. Когда речь заходит о гражданах порядочных, он говорит, что никто порядочным быть не может: не такова, мол, природа человека - все одинаковы. И высмеивает тех, кто порядочен. Подлеца называет он человеком без предрассудков. Бели кого-нибудь осуждают за подлость, он согласен - многое-де, что говорят об этом человеке, истинная правда, но кое-что, по его мнению, и неверно: ведь это, твердит он, человек одаренный, расторопный, хороший товарищ. И утверждает, что не встречал никого способнее. Он с благосклонностью слушает такого человека, когда тот выступает в народном собрании или держит ответ перед судом, и говорит сидящим рядом, что не на человека должны они смотреть, но на дело. А сам человек этот, продолжает он, служит народу, как пес, подстерегая посягающих на его права. И добавляет: "Не останется у нас никого, кто был бы готов ради общего блага пожертвовать своим добрым именем, если мы не будем дорожить такими людьми". Он всегда готов предстательствовать за негодяев и выступать с защитой по всяким грязным делам, а заседая в суде, дурно толковать речи тяжущихся сторон.
    Previous post Next post
    Up