«Нет ничего похожего на это.
Оно проникает в твою кровь
и ты уже не можешь от этого отделаться»
Сэр Питер Блэйк
«Steinlager 2»Испания, Аликанте - солнце, горы на горизонте, 3000-летняя история, несколько прекрасных соборов, куча новостроек, возвышающийся над городом замок Santa Barbara, бесконечный ряд роскошных пальм на выложенной мозаикой идущей вдоль моря Эспланаде, множество ухоженных собачек с ухоженными хозяевами, сотни ресторанов и тапас-таверн и гулкие ночные улицы. Шесть лодок в Пуэрто де Аликанте. Всего шесть лодок, мировой кризис, целых 6 лодок. Никогда еще все команды-участницы не были так одинаково сильны. Шесть шкиперов-героев, некоторые уже сейчас, как Франк Камма или Майк Сандерсон, являются легендами, 66 отважных яхтсменов, сотни человек технической поддержки и менеджеров, более 500 журналистов, бесстрашные спонсоры и толпы зрителей со всего мира, объединенные всего тремя словами - Volvo Ocean Race.
9 месяцев в океане разбитые на 9 этапов, 5 континентов, 4 океана и 39270 морских миль. Все это главная кругосветка планеты, все это 11-ая гонка VOR. Соревнование не имеющее себе равных в мире яхтинга. Соревнование, в котором нет места случайным и слабым. Гонка, которая разделяет жизнь яхтсмена на "до" и "после". Технические возможности доведенные до совершенства. Космические технологии и скорости до 40 узлов. Испытания на пределе человеческих возможностей: жара, холод, 100% влажность, постоянное напряжение, более чем спартанские условия быта, "нежные" объятия южного океана и ревущих 40-ых. Соревнование людей и технологий, борьба с самими собой и с соперниками. Все это гимн слиянию человека, паруса и стихии. Все это Volvo Ocean Race - "Формула 1" в мире яхтинга. Все это - La Volvo! Так назвал гонку пожилой разговорчивый таксист-испанец, подвозивший меня в первый мой день в Аликанте до порта, остановив мою попытку выговорить словосочетание "деревня VOR" на испанском.
5 ноября, старт 1 этапа до Кейптауна.
Командам предстоит пройти 6500 морских миль. Раннее утро, деревня VOR, пасмурно и ветрено. На территорию пускают пока только членов команд, технический персонал и журналистов. У фотографов охрана собрала все камеры, сложила в огромную кучу и проверяет их с собаками - ожидается прибытие наследного принца Фелипе со свитой. На лодках уже или еще кипит какая-то работа, но шкиперов пока не видно. Накануне старта всем дали возможность побыть с семьями и отдохнуть. Никаких строгостей в режиме, хотя ощущение, что ребята отправляются не в океан, а в открытый космос, не покидало меня. Ажиотаж журналистов и толпы при виде шкиперов лодок-участниц сравним с восторгом вызываемым появлением рок-звезд или известных футбольных нападающих. Да и сам формат регаты становится все более и более зрелищным, помимо внутрипортовых гонок, предшествующих старту и дающих очки, есть "pro-am race" позволяющая избранным спонсорам и журналистам пройти на лодках-участницах и почувствовать себя членами команд. Существует и специальная дистанция в пределах видимости береговых зрителей после старта этапов, а также 3D-проекция с прорисовкой и статистическими выкладками в режиме реального времени.
Перед стартом новозеландец Майк Сандерсон, шкипер китайской Team Sanya, все последние минуты посвятил жене и детям. По словам Майка, уже трижды учавствовшего в VOR и уже выигрывавшего ее в качестве шкипера в 2005-2006гг. на лодке ABN AMRO One, для него эта гонка стала большим эмоциональным потрясением, а не просто бизнесом как было раньше. В прошлой своей гонке он еще не был отцом двух маленьких детей, расставание с которыми стало для него невероятно тяжелым испытанием. Так же, за несколько дней до официального старта нынешней кругосветки, ему был вырезан аппендицит, что, правда, никак не отразилось на возможности Майка участвовать в гонке.
Шкипер команды Puma Ocean Racing powered by BERG Propulsion американец Кен Рид сказал, что звонок его обожаемой 15-летней дочери Тори - самое главное событие перед стартом. Новозеландско-испанская Camper with Emirates Team New Zealand во главе со шкипером-автралийцем Крисом Николсоном вечер посвятила отдыху, а утро старта физическим тренировкам. А шкипер французской команды Groupama Sailing Team Франк Камма как и положено настоящему французу отправился со своей красавицей-подругой ужинать в ресторан, причем лично за рулем, Вольво, конечно.
Многочисленные пресс-конференции продолжались и в день старта, вопросы и ответы были одни и те же: "Что сейчас главное?". Почти все шкиперы ответили, что главное на 1 этапе сохранить лодки и здоровье людей, хотя Майк Сандерсон добавил, что по его опыту, основная задача 1 этапа - это показать себя и что обычно, кто побеждает на 1 этапе, тот и выигрывает всю гонку. Шкипер испанской команды Team Telefonica золотой олимпийский медалист Икер Мартинес был более скромен в желаниях и сказал, что важно прийти в первой тройке, чтобы не чувствовать себя аутсайдером. Англичанин Ян Уокер, шкипер яхты "Azzam" команды Abu Dhabi Ocean Racing не стал стесняться и прямо сказал, что главное для него - выиграть, в крайнем случае прийти в первой тройке, но с большим потенциалом к дальнейшему выигрышу. Первые же часы гонки показали, что это не были просто слова и не всем удалось выполнить эту задачу. 1 сломанная мачта, 1 пробитый корпус, 1 перелом ноги - итог 1-ых суток гонки. Сразу минус 2 лодки из 6.
Старт 1 этапа я наблюдала с борта знаменитого макси-кеча «Steinlager 2» в гонке 1989-90гг. выигравшего со своим легендарным шкипером сэром Питером Блэйком все этапы этой кругосветки, тогда еще называвшейся «The Whitbread Round The World». Блэйк стал единственным за всю историю гонки шкипером сумевшим сделать это. Достижение Питера Блэйка и «Стайнлагера 2» до сих пор никто не превзошел. В этом году впервые за всю 38-летнюю историю "The Whitbread-Volvo" организаторы VOR устроили "Гонку яхт-легенд", собрав перед стартом 1-ого этапа VOR в Аликанте лодки и команды, когда-либо участвовавшие и побеждавшие в этом соревновании паруса и человеческого духа. Поэтому, пока герои нынешней гонки прощались с берегом, мы уже были в море, наслаждаясь 25 узлами ветра, с порывами до 35. Яхтам-участникам «Гонки Легенд» предоставили вип-места, в непосредственной близости от треугольника прибрежной части гонки.
Таким образом, мы сразу оказались среди лодок Пумы, Tелефоники, Групамы, Абу-Даби, Саньи и Кампера и были избавлены от давки в 60-тысячной оголтелой толпе зрителей встречающих обожаемого испанцами принца Фелипе или поклонников Зинедина Зидана, почтившего своим присутствием команду Абу-Даби. На борту яхты "Azzam" Зидан даже поучаствовал в прибрежной части гонки, заметив потом, что там было красиво, но слишком мокро. Знаменитый серфингист Лэрд Гамильтон, также прошел прибрежную часть гонки, но на пумовской «Mar Mostro», видимо рекламируя новую доску, выпущенную специально к гонке и дизайном повторяющую графическое оформление «Морского чудовища». Лодку он покинул перед последним знаком, красиво нырнув прямо с борта в море, правда, почему-то без доски.
Периодически лодка организаторов пыталась отогнать нас подальше от треугольника, но нашего шкипера, сицилийца Аттилио не так-то легко было напугать, поэтому мы не упустили ни единой детали подготовки команд к старту и, собственно, самого старта. Проходя друг мимо друга мы приветствовали новых героев, а они - Steinlager. Наконец послышался стартовый сигнал и понеслось: впереди стремительная шестерка, над ними три вертолета с фотографами и телеоператорами, вокруг десятки моторок с прессой.
Лодки класса Volvo Open 70 3-его поколения производят ошеломляющее впечатление на дистанции. Эти радикальные спортивные машины в гонке так прекрасны и величественны, что дух захватывает! А как они быстры! Вот сокол на парусах команды Абу-Даби - символ ОАЭ - летит мимо тебя, камера просто не успевает прицелиться с такой споростью "Azzam" проносится мимо! Стилизованная птица Феникс команды Sanya пытается его догнать! Черная пума c парусов "Mar Mostro" вторит ужасному чудищу-осьминогу обхватившему корпус лодки! Вот-вот утащит яхту на дно, но огромная черная кошка сильнее и вместе с ветром она несет лодку вперед! Мировой рекорд скорости у однокорпусников был установлен яхтой Volvo Open 70 "Ericsson 4" в прошлой гонке VOR. За сутки команда Эриксон прошла 596,6 морских миль. Догнать новое поколение Volvo Open 70 даже скоростной моторной лодке очень непросто. Фотографам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы успеть отснять проход участниками каждого следующего знака.
И вот огибание прощального знака и все, они ушли, курсом на Гибралтар, практически мгновенно превратившись в точки. Впереди - "Camper", потом Пумовская «Mar Mostro», Telefonica, «Azzam» от Абу-Даби, затем задержавшаяся "Groupama 4", которой пришлось оправдываться двойным оборотом за достартовый инцидент с Пумой, завершающей - "Sanya", у которой возникли проблемы со спинакером и которая в отличие от всех других лодок-участниц не была специально построена для этой гонки, а представляет собой Volvo 70 второго поколения. Team Sanya купила яхту-участницу прошлой гонки "Telefonica Blue" и переделала ее в соответствии с новыми требованиями. Кстати, по слухам у китайской команды самый скромный бюджет в этой гонке, что-то порядка 12-13 млн. долларов, самый большой - у Пумы, порядка 30 млн. На мой вопрос зачем же такой именитый спортсмен согласился участвовать на заведомо худшей лодке, Майк Сандерсон ответил, что он просто очень любит яхтинг и гонки. А на вопрос чего же он больше всего боится в гонке, сказал, что самый большой его страх - это оказаться медленным, сделать меньше чем можешь и обмануть ожидания людей вокруг.
Проводив участников, грустно и тихо мы вернулись в порт. Невероятный праздник закончился, драйв прошел. Наверное, не только я, но и каждый член команды Steinlager в эту минуту хотел бы быть на борту одной из этих шести лодок и отправиться через океан, в Южную Африку. Тяжело оставаться на берегу, когда других ждут бескрайние океанские просторы. Печально Steinlager пришвартовался на опустевшем причале. С грустью я покинула его белоснежную палубу. Пасмурное небо, остатки провожающей толпы и большие скидки в работающих последний день магазинчиках с яхтенной брендовой одеждой на территории деревни. Заниматься выгодным шоппингом почему-то не хотелось, все мысли были об участниках, как они там и что их ждет впереди.
А впереди, как мы уже знаем, некоторых ждали большие разочарования и потрясения. На следующий день в порт Аликанте под мотором вернулась яхта Абу-Даби с разломанной, ночью при ветре более 30 узлов, на три части мачтой, хотя лодка шла под штормовым J4 и двумя рифами. Предприняв невероятные усилия экипажу удалось спасти грот. Их баковый нырнул в штормовое море и перерезал в воде грота-фал, после чего парус удалось поднять на палубу. В гонке командам по новым правилам разрешено иметь только 17 парусов на все этапы и терять в дополнении к мачте еще и парус для команды Абу-Даби было бы непозволительной роскошью. При поддержке принца Фелипе новую мачту удалось быстро доставить в Аликанте и установить, но от возвращения на 1 этап команда в конце-концов решила отказаться и отправила лодку в Кейптаун контейнеровозом, чтобы не опоздать и не рисковать участием во 2-ом этапе, который стартует 11 декабря и в "In-Port Race" 10 декабря. Кстати, команда Абу-Даби выиграла внутрипортовые гонки в Аликанте и свои первые 6 очков уже заработала.
Еще через несколько часов поступило невероятное сообщение, что яхта Санья неизвестно как повредила корпус недалеко от южных берегов Испании при 10-метровых волнах и порывах ветра до 43 узлов.
Согласно прогнозу погоды от главного метеоролога гонки Гонсало Инфанте, опубликованному в день старта, команды ожидали тяжелые погодные условия в первые 24 часа гонки со встречным ветром 30+ узлов и с высокой и короткой рваной волной очень опасной для корпусов лодок, построенных специально для пересечения океанов. "Это будут тяжелые 24 часа для экипажей и главное не повредить лодки прежде чем они покинут Средиземное море", сообщил Гонсало. Ему вторил Франк Камма, говоря перед стартом, что самое сложное на 1 этапе это первая ночь в море и что для его команды очень важно завершить первые сутки гонки в хорошей форме, т.к. гонка очень длинная и он не хочет никаких поломок в первые же ее часы. Кен Рид тоже говорил о трудностях первых суток, отметив, что любые сложности в гонке собственно и есть то, на что команды соглашаются участвуя в VOR. Однако, тут же добавил с оптимизмом, что его команда готова к испытаниям, т.к. на пути к месту старта в Аликанте они уже шли со встречным ветром в 40 узлов. Главным же приоритетом в гонке Кен назвал жизнь и здоровье своих людей.
Пусть ты многоопытный шкипер, родился и провел всю жизнь на море, но никогда нельзя недооценивать стихию. Наш знаменитый яхтсмен Виктор Языков говорит, что океан - живое существо и надо попытаться понять его, слиться с ним в единое целое, а лодка - главный помощник человеку в этой задаче. Какими опрометчивыми оказались слова Яна Уокера о желании только выигрывать! И что-то произошло странное с командой Санья в море. Никто не может точно объяснить как их яхта получила такую огромную дыру в корпусе. По словам менеджмента команды, возможно, это было столкновение с каким-то тяжелым предметом. Возможно, что-то недооценил многоопытный Майк Сандерсон. Перед стартом я спросила Майка: "Для Вас эта гонка означает борьбу человека и океана или это слияние человеческого существа со стихией?" На что получила ответ, что для него океан это лишь поле для борьбы с другими командами, как в бейсболе или футболе. Кто знает, может море не простило ему таких пренебрежительных слов?
Пострадавшие лодки были отправлены коммерческими кораблями в Южную Африку, где будут чиниться и готовиться ко 2 этапу «Кейптаун - Абу-Даби». Майк Сандерсон практически сразу после выхода лодки из этапа прибыл в Кейптаун на самолете, хотя всегда раньше приходил туда только морем. Он и Team Sanya сейчас заняты постройкой большой секции корпуса, которой заменят пострадавшую носовую часть. На днях прилетел в ЮАР и Ян Уокер. Сегодня в Кейптаун, наконец, прибыли контейнеровозы с Azzam и Sanya.
Когда уже казалось что событий на 1 этапе было достаточно, поступило еще одно срочное сообщение: 22 ноября днем, при 23 узлах ветра, идя с зарифленным гротом со средней скоростью в 20 узлов, яхта "Mar Mostro" потеряла мачту. На мой вопрос, что он предпочитает: закаты или рассветы, Кен Рид ответил, что конечно рассветы, потому что это означает конец опасного ночного времени. В этот раз свет дня обманул американскую команду. Как и у лодки Абу-Даби, у "Mar Mostro" мачта разломилась на три части, грот оказался в воде и баковый Кэйси Смит, без разрешения шкипера прыгнув в море, чтобы освободить парус от обломков мачты. В этот момент яхта находилась более чем в 2000 миль от Кейптауна, как сказал Рид, посреди "чертова нигде".К счастью, при катастрофе никто из экипажа не пострадал. Эта неудача еще более сплотила команду и боевой дух экипажа несмотря на случившееся, высок как никогда.
Под мотором яхта отправилась с крошечному островку Tristan da Cunha, находящемуся в 700 милях от места аварии, где лодку в начале декабря возьмет на борт специально вышедший из Кейптауна корабль. С помощью оказавшего неподалеку и ради спасения Пумы изменившего курс огромного контейнеровоза на яхту доставили 450 литров дизельного топлива. Этого хватило на зарядку батарей, необходимых для работы опреснителя и приборов, а также на путь до острова. Как вы думаете кто мог без раздумий изменить курс и бросится спасать попавшую в беду лодку? Конечно, наши люди! На этом греческом корабле оказался русский экипаж и капитан Борис Бондарь организовал операцию по передаче канистр с топливом на лодку. По словам Кена Рида, несмотря на постоянную опасность а.) быть раздавленными о стальной борт контейнеровоза размером с Провиденс или б.) быть отнесенным слишком далеко от корабля и потерять ценный груз, передаваемый с помощью тросов на лодку, все прошло хорошо и до наступления темноты передача топлива была завершена.
В Кейптауне береговая команда Пумы уже готова начать немедленную замену мачты на запасную, отправленную самолетом из Штатов и ждет только доставки лодки. Основное теперь для команды Пумы - успеть подготовиться ко 2-ому этапу, и, главное, понять причину поломки мачты, потому что запасная полностью ей идентична и если это конструкторский просчет, то лодку ждут дальнейшие трудности и тут возникает большой вопрос к дизайнерскому бюро знаменитого Хуана Куюмджана, создавшего “Mar Mostro” как и две другие лодки-участницы "Групама 4" и "Телефоника". Хотя к бюро легендарного Брюса Фарра, дизайнеру лодок Саньи и Абу-Даби и который более 20 лет тому назад создал "Steinlager 2", сейчас вопросов еще больше.
Кстати, тем, кто хочет не просто ждать новостей об участниках VOR, рекомендую подключиться к игре VOR и тогда ближайшие месяцы вам будет чем отвлечься от офисной рутины, не все же время работать и сидеть в соцсетях! В игру уже играет больше 85 тыс. человек по всему миру. Один мой друг взял там сразу 5 лодок и теперь вовсю прикупает паруса и прокладывает оптимальные курсы.
Не могу не выразить огромное сожаление, что российская команда в этот раз не представлена в гонке. Все знают об участии Олега Жеребцова и Team Russia на яхте «Косатка» в 2008-2009гг. Все знают как мировой кризис, недостаток финансирования, неполадки с лодкой и ряд других серьезных проблем не позволил нашей команде закончить гонку. После 3-го этапа Team Russia вышла из соревнования, но, думаю, неоценимый опыт, полученный командой в прошлой гонке VOR однажды поможет следующим российским участникам добиться победы в этой самой масштабной и сложной гонке планеты.
Больше на 1 этапе серьезных потерь у оставшихся команд не было. Правда, в команде Кампер незадолго до финиша случилось-таки маленькое происшествие - при падении был выбит передний зуб у бакового - или это из-за постоянной усталости и напряжения в команде начались трения и парню кто-то просто дал за что-то в зубы?!
И вот 26 ноября в 20:14:25 местного времени испанская команда Телефоника под управлением Икера Мартинеса пересекла финишную линию и стала победителем 1-ого этапа, заработав в сумме 31 очко. Весь Кейптаун встречал измученных, но счастливых победителей. На следующий день в 12:48:04 финишировал Кампер, расплатившись 2-ым местом за свою первоначальную нерешительность в выборе курса. Но, к счастью, повернув было вниз вслед за Групамой, вдоль побережья Африки, команда все-таки изменила решение и пошла вслед за Телефоникой и Пумой. В итоге, верно определившись с лидером, Кампер подтвердил достаточную успешность такой стратегии и заработал суммарно 29 очков. А спустившейся вдоль побережья Африки, а затем попавшей в ловушку Долдрамс - штилевой экваториальной зоны, Групаме удалось финишировать только 29 ноября в 19:28:31 местного времени после 24 суток в пути, в чем не последнюю роль сыграло почти полное отсутствие ветра еще и на последних 250 милях до финиша. Расстроенные и подавленные такой задержкой французы заработали только 20 очков за 3 место, в сумме получив 22 очка. Безусловно это несравнимо лучше чем ситуация с командами Саньи, Абу-Даби или Пумы, экипаж которой в данный момент наслаждается гостеприимством всех 275 жителей острова Tristan da Cunha и от безделья поигрывает в гольф на местном вулкане, в ожидании прибытия корабля с большой земли. Доставка команды и лодки в Кейптаун ожидается где-то в районе 6 декабря и существует реальная опасность, что Пума может не успеть заменить мачту и подготовить лодку к началу 2-ого этапа.
Разные стратегии команд привели к очень разным результатам. Будут ли такими же драматичными следующие этапы - скоро узнаем. Океан и «La Volvo» непредсказуемы, напряжение в этой гонке нарастает с каждым даже не днем, а минутой, а впереди еще 8 этапов.
Франк Камма заставляет себя ждать не только на финише. Пресс-конференция перед стартом.
Человек в спас.жилете - Зидан
Это фото с сайта volvooceanrace.com
Это фото с сайта volvooceanrace.com
Это фото с сайта volvooceanrace.com