Aug 04, 2011 16:51
Finito! Сегодня возвращаюсь в Москву! Последний пункт культурной программы в Риме завершен - сходила вчера на "Тоску", в Термах Каракалла. На открытом воздухе, значит. И ведь и прогноз проверила - солнце, жара, сухо! В итоге обстановка в зале по накалу страстей не уступала сюжету оперы.
Когда перед началом спектакля упало несколько капель народ вокруг только посмеялся. Потом небо прояснилось, цикады вокруг снова запели и опера началась. Очень красиво все было и Тоска с Каварадосси тоже хорошо запели. Но вдруг на сцену выкатывается тележка с оператором (катал ее с необыкновенной грацией специально-обученный человек) и вместо певцов дальше все как-то больше стали видны пятые точки оператора и его ассистента. Оказалось, что какой-то режиссер решил снять телеверсию в своеобразном, авторском видении. Натянули на сцене большой экран, проложили рельсы по краю сцены прямо перед нами и так и снимали весь вечер, катаясь туда-сюда. Правда задница у оператора была ничего, симпатичная - в целом я не против такого разбавления музыки Пуччини. Но лучше бы нас предупредили заранее - я бы тогда бинокль взяла.
И вот только зазвучало проникнутое "кокетливой грацией и изяществом ариозо Тоски «Наш домик маленький»" (*) как набежали еще несколько человек с большими круглыми отражателями и появился еще один оператор на под'емном механизме (не знаю как правильно эта штука называется). Потом, когда "страстно, взволнованно зазвучало ариозо Каварадосси «Нет в мире взора», переходящее в вальсово-плавную, полную томной неги мелодию его любовного дуэта с Тоской" вдруг опять начало накрапывать. Народ занервничал, накрылся подушечками на которых сидел (там раздают такие в партере, стулья-то пластиковые). Но в целом первый акт прошел спокойно, хотя некоторые зрители ходили жаловаться на то, что так неожиданно оказались на съемочной площадке. Их, конечно, сразу послали - типа не мешайте творить. Там на сцене, посреди декораций даже режиссер фильма сидел, непосредственно руководил процессом.
В интервале, перед началом второго акта опять пошел легкий дождь и нам объявили, что спектакль откладывается до его окончания. Вроде как жалко мочить антикварные инструменты оркестра и дорогое электронное оборудование съемочной группы. Народ, уже собравшийся в зале, опять потянулся в бар, добирать - нервы все-таки! Только все разошлись, как вдруг свет погасили и немедленно опять запели - дождь кончился. Толпа рванула в зал, теряя в темноте программки и очки.
Так продолжалось в общем-то почти до конца последнего, третьего акта. Набегавшись, мы с нетерпением ждали только одного - знаменитой финальной арии "В небе звезды горели"(E lucevan le stelle), предвкушая как это было бы красиво: Каварадосси в окровавленной рубахе, руины терм Каракалла вокруг, рвущая душу музыка и вдруг гром, молнии, дождь стеной! Но обошлось. Все тихо, мирно, по плану. Правда благодаря режиссерской находке (специально для фильма) когда Тоска бросалась с обрыва, параллельно на большом экране нам показали близко ее лицо, а потом сам прыжок - красивое сальто в развевающемся бордовом одеянии. Странно, но и тогда гром не грянул.
Расходились тихо, очень одухотворенные, дождя больше не было.
В заключении могу сказать, что опера, просекко и свежий воздух необыкновенно оздоравливают измученный длительной культурной программой организм.
*спасибо за русское либретто сайту "100 опер"))
Рим,
Италия,
Культур-мультур