Весной, когда я приезжала к родителям на 9 мая, папа вспоминал о войне. Его и бабушку угнали немцы в 1942 из дер. Девятовка Мосальского (сейчас - Юхновского) района Калужской области, догнали до Бобруйска.
Там он чудом остался жив, когда немецкий офицер-"врач" уже приготовил инструменты для выкачивания крови. Поблизости взорвался снаряд - наши войска бомбили Бобруйск в ходе контрнаступления, это позволило папе убежать. Потом он перепутал составы, уехал в Белоруссию, где и скитался один. Маму и сестер он нашел уже после войны.
Подробнее об этом я рассказывала
в этом посте.
Но я не записала очень важное, рассказ о старшем папином брате, Василии. И сестре Ане.
Папа был младшим, в начале войны ему было 8 лет. Самой старшей из детей в семье была сестра Аня, потом брат Василий, и еще пятеро сестер старше папы. Пятерых сестер папа нашел после войны, они жили вместе с мамой.
Старшая, Аня (папа говорил, что она была самая красивая) записалась в самом начале войны в трудовой отряд. Их отправили на Урал, после краткого обучения они должны были работать на заводе. Но почти сразу после ее приезда на хим. заводе произошла серьезная авария, она (вместе со многими другими) погибла.
Василию было 18 лет, почти сразу его забрали на фронт, осенью 1941-го он уже воевал. Папа не знал точно, когда он погиб. Но зато знал, как это произошло. Об этом ему, уже в мирное время, после возвращения в Калужскую область рассказывал воевавший вместе с папиным братом односельчанин.
В бою (кажется, во время короткой передышки) Василий увидел раненого товарища. Приподнявшись, он стал звать санитаров, и в этот момент пуля попала ему в голову... В рассказе прозвучало - "пуля немецкого снайпера". Я удивилась - разве они работали во время боя? Да, сказал папа, и во время боя, и особенно в перерывах между боями работали снайперы.
И почему-то только этой осенью я догадалась заглянуть на сайт
Мемориал, где собраны сведения обо всех погибших в ВОВ в ходе боев.
Здесь я рассказывала, как нашла на этом сайте копию донесения со сведениями о гибели моего дедушки.
И еще раз хочу сказать спасибо создателям этого сайта, за огромную работу.
В сводной информации и книге памяти сведения о папином брате точные (год р.1922, место рождения, призыва - д. Прожерино Мосальского района), там он значится как "пропавший без вести".
Бабушка рассказывала, что часто было так, что погибших хоронила соседняя воинская часть, тогда в своей он временно значился "пропавшим без вести". По-видимому, так было и с папиным братом.
При захоронении обязательно составляли списки. Второй документ на сайте - информация о захоронении Василия, там указана точная дата гибели - 20 января 1942 года. Место захоронения - братская могила в г. Торопец Тверской области...
Я еще маленькой слышала рассказ о папином брате, но тогда это было не так больно. А сейчас, когда у меня сын примерно того возраста, в каком Василий ушел на войну, я воспринимаю это иначе. Я слушала папу и думала о том, что вся взрослая жизнь у парня - полгода войны...
Но, к своему удивлению, на сайте я обнаружила еще один документ, касающийся Василия. Оказывается, в 1951 году его разыскивала женщина, назвавшаяся его женой! Я читаю, не веря своим глазам:
На штампе - "Военный комиссариат Красно-Пресненского р-на г. Москвы, 18 апреля 1951 г.".
"Начальнику отдела по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава Советской Армии. Прошу Вашего указания о проверке по учету потерь..." Далее - по пунктам - сведения о Василии, когда было получено последнее письмо.
Пункт 12: Розыск заявлен Левенковой Агрипиной Андреевной. (Это фамилия папиного брата!)
Пункт 13: Родственное отношение - жена.
Пункт 14: Проживает - г. Москва, Хорошовское ш., Силикатный з-д, д. 16, кв. 6.
Пункт 15, последний: "считаю возможным рядового... учесть пропавшим без вести в марте 1942 г."
(По-видимому, тогда еще не были соотнесены сведения о потерях и о захоронениях.) Далее подписи, печать, штамп.
Подумала, м.б., эта женщина и не надеялась на возвращение Василия, просто ей нужен был документ о гибели? М.б., у нее остался ребенок? А может быть, ждала...
Посмотрев эту информацию в интернете, я сразу стала звонить папе с расспросами. Папа сказал, что единственное, что он знает - брат два года подряд перед войной ездил на заработки в Москву. Раньше было просто пожениться - можно было придти в ЗАГС и записаться, никаких свидетелей не нужно было. М.б., они так и сделали. А дальше их жизни поломала война...
Я полезла в интернет смотреть адрес, хотела поехать, поискать. Этого адреса нет - на месте Силикатного завода осталась только остановка с таким названием, и три Силикатных проезда, всего около 150 домов... Пыталась посмотреть адресные (телефонные) базы по Москве, в тех, что нашла, ФИО этой женщины нет...
Попробую съездить в Управу района, м.б., там смогут что-нибудь подсказать. Вряд ли, конечно... Что еще можно предпринять, не знаю. Зарегистрироваться на сайте "Жди меня", оставить запрос? Этой женщины, возможно, нет в живых, но родные.