Не закончила рассказ о весеннем дне,
праздновании Дня Победы. Народ расходился, по шоссе открыли движение. Мама отдохнула пару минут на лавочке, я помахала рукой подъехавшему такси. Проехали через город, затем в километре слева осталась папина дача, миновали развилку с шоссе Калуга-Вязьма (ходим по ягоды в этих местах) и вот мы у памятника над Братской могилой. Сюда, по сведениям бабушки, еще во время войны перенесли дедушкино захоронение (сначала хоронили у места боев, потом свозили в общую могилу). Я помню, как мы приезжали сюда вместе с ней.
Наш водитель (он на снимке) был с нами у памятника. Он рассказал, что участвовал в работе поисковиков (да и просто раз десять за лето сплавляется по Угре :).
Могила в лесу, у дороги, вдоль ограды - заросли туи... Оградка и памятник покрашены, приведены в порядок. Плита с именами.
Кто-то уже привез свежие цветы. Каска, найденная поисковиками...
Слева на опушке леса - навес-грибок.
А справа - свежие захоронения. Под каждой песчаной плитой с периметром из бетона - сотни солдат. Водитель рассказал, что на две сотни найденных останков бойцов - только один медальон, где можно прочитать имя. Тысячи безымянных солдат, которые только сейчас обрели захоронение. И еще тысячи - незахороненных. В сорока километрах, где шоссе Калуга-Вязьма пересекается с Угрой - там пала армия генерала Ефремова. Десять с лишним тысяч человек не вышли из окружения только в этом "Вяземском котле". И сейчас каждое лето работают поисковики, говорят, что вся местность, и даже русло Угры - огромная братская могила.
Крест павшим от поискового отряда "Поле Памяти".
Когда возвращались к машине, у Братской могилы стояли вновь подъехавшие люди...
Потом я попросила водителя отвезти нас в центр города, хотела зайти в магазин за вином и всякими вкусностями. И вот мы снова у фонтана,
утром там, за сквером, собиралась праздничная колонна.
Мы идем к магазину налево, там рядом дом, в котором я жила в детстве. А почти напротив через сквер - храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это вон то здание, похожее на сарай, с каменным белым низом и деревянным верхом, над которым - крест. Как и другие здания в городе, оно был взорвано немцами перед отходом из Юхнова, в 1942-ом. После войны надстроили, в таком виде храм и существовал. (Помню, как в детстве ходили туда за молоком - маленькие отдельные помещения, в одном молоко, в другом - мясо. Зелени в сквере было намного больше.)
Я люблю этот храм не меньше, чем тот, в который хожу в Москве. Служба идет в одном пределе, мудрый (хоть и молодой) и замечательный о. Алексей - священник милостью Божией к нашему прекрасному городку.
Вечером того дня мы сидели у сестры под яблонями, маленькая птичка (она в самом центре, среди ветвей :) свистела, перелетая с ветки на ветку. Майские жуки тучей (никогда больше такого не видела) роились вокруг деревьев с листвой...